На сопках Маньчжурии
Аннотация
В статье говорится о дипломатических, экономических и военных мерах со стороны Российской империи, направленных на присоединение к ней новых восточных земель, в том числе — Маньчжурии. Усилия нашей страны, связанные с решением этой проблемы, анализируются в исторической ретроспективе. Особое внимание уделяется строительству Маньчжурской железной дороги (впоследствии — Китайской Восточной железной дороги), проходившей через указанную провинцию Китая. Анализируются причины, не позволившие в свое время осуществить присоединение Маньчжурии к территории нашей страны. Оценивается значение этих событий в свете современной геополитической обстановки в мире.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 02/2024 |
Страницы | 41-45 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2024-2-41-45 |
На рубеже XIX–XX вв. Российское географическое общество выпустило учебные карты, на которых в качестве нового территориального приобретения нашей державы фигурировала Маньчжурия. Однако несмотря на повышенное к ней со стороны Российской империи внимание, эта китайская провинция так и не вошла в ее состав. Причин этому несколько. Рассмотрим основные из них.
Закрепившись в сибирском регионе и основав летом в 1587 г. Тобольск, казаки вместе с крестьянами-переселенцами двинулись дальше — на Дальний Восток для освоения Забайкалья и Приамурья. Вдоль Амура было построено несколько крепостей, наиболее значимыми из которых являлись Албазинский острог на левом его берегу и Нерчинский острог на реке Шилка. Прилегавшие к ним территории никому не принадлежали, и население там практически отсутствовало. Российская империя стала считать эти земли своими, намереваясь определить их дальнейший юридический статус с правительством Китая.
В 1650–1652 гг. русские казаки под предводительством Е. Хабарова предприняли попытку ассимиляции племен, проживавших по обоим берегам Амура. Немногочисленное местное население стало постепенно принимать православие и обретать российское подданство, что способствовало его переходу к оседлому образу жизни.
За Амуром простиралась Маньчжурия. Правившая там династия Цин контролировала практически все южные области Китая и была настроена весьма воинственно. Именно с ней и столкнулись русские. Между Россией и империей Цин развернулась упорная борьба за берега Амура. В 1654 г. русские предприняли достаточно глубокое вторжение в Маньчжурию по течению реки Сунгари, однако потерпели поражение. Почти сорокалетнее противоборство с маньчжурами завершилось подписанием 27 августа (6 сентября) 1689 г. Нерчинского мирного договора. Согласно его положениям, все Приамурье и Приморье признавались территорией Китая.
Следующая попытка колонизации Дальнего Востока русскими была предпринята лишь спустя два века. Незадолго до этого — 28 мая 1858 г. — был заключен русско-китайский Айгунский договор, согласно которому в состав Российского государства вошла Амурская область, а Уссурийский край был признан совместно управляемой территорией России и Китая. Заключенный 2 (14) ноября 1860 г. Пекинский договор еще больше расширил владения России, которая мирным путем приобрела у Китая левый берег Амура, а также остров Сахалин и дальневосточное Приморье, где был основан порт Владивосток.