Дата публикации: 22.02.2024

На сопках Маньчжурии

Аннотация

В статье говорится о дипломатических, экономических и военных мерах со стороны Российской империи, направленных на присоединение к ней новых восточных земель, в том числе — Маньчжурии. Усилия нашей страны, связанные с решением этой проблемы, анализируются в исторической ретроспективе. Особое внимание уделяется строительству Маньчжурской железной дороги (впоследствии — Китайской Восточной железной дороги), проходившей через указанную провинцию Китая. Анализируются причины, не позволившие в свое время осуществить присоединение Маньчжурии к территории нашей страны. Оценивается значение этих событий в свете современной геополитической обстановки в мире.




На рубеже XIX–XX вв. Российское географическое общество выпустило учебные карты, на которых в качестве нового территориального приобретения нашей державы фигурировала Маньчжурия. Однако несмотря на повышенное к ней со стороны Российской империи внимание, эта китайская провинция так и не вошла в ее состав. Причин этому несколько. Рассмотрим основные из них.

Закрепившись в сибирском регионе и основав летом в 1587 г. Тобольск, казаки вместе с крестьянами-переселенцами двинулись дальше — на Дальний Восток для освоения Забайкалья и Приамурья. Вдоль Амура было построено несколько крепостей, наиболее значимыми из которых являлись Албазинский острог на левом его берегу и Нерчинский острог на реке Шилка. Прилегавшие к ним территории никому не принадлежали, и население там практически отсутствовало. Российская империя стала считать эти земли своими, намереваясь определить их дальнейший юридический статус с правительством Китая.

В 1650–1652 гг. русские казаки под предводительством Е. Хабарова предприняли попытку ассимиляции племен, проживавших по обоим берегам Амура. Немногочисленное местное население стало постепенно принимать православие и обретать российское подданство, что способствовало его переходу к оседлому образу жизни.

За Амуром простиралась Маньчжурия. Правившая там династия Цин контролировала практически все южные области Китая и была настроена весьма воинственно. Именно с ней и столкнулись русские. Между Россией и империей Цин развернулась упорная борьба за берега Амура. В 1654 г. русские предприняли достаточно глубокое вторжение в Маньчжурию по течению реки Сунгари, однако потерпели поражение. Почти сорокалетнее противоборство с маньчжурами завершилось подписанием 27 августа (6 сентября) 1689 г. Нерчинского мирного договора. Согласно его положениям, все Приамурье и Приморье признавались территорией Китая.

Следующая попытка колонизации Дальнего Востока русскими была предпринята лишь спустя два века. Незадолго до этого — 28 мая 1858 г. — был заключен русско-китайский Айгунский договор, согласно которому в состав Российского государства вошла Амурская область, а Уссурийский край был признан совместно управляемой территорией России и Китая. Заключенный 2 (14) ноября 1860 г. Пекинский договор еще больше расширил владения России, которая мирным путем приобрела у Китая левый берег Амура, а также остров Сахалин и дальневосточное Приморье, где был основан порт Владивосток.

Список литературы

1. Аргудяева Ю.В. Влияние русского православия на быт коренных народов Приамурья и Приморья / Ю.В. Аргудяева // Россия и АТР. 2009. № 4. С. 41–51.
2. Вишняков О.В. Пограничники в вооруженных конфликтах на Дальнем Востоке (конец XIX — начало XX в.) / О.В. Вишняков // Россия и АТР. 2006. № 4. С. 57–70.
3. Головачев В.Ц. «Он был другом нашего отечества»: образ и роль Ли Хун-Чжана как подписанта Симоносекского и Московского договоров 1895–1896 гг. (российская перцепция) / В.Ц. Головачев // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2022. № 5 C
4. История дипломатии. В 3 томах / под редакцией В.П. Потемкина. Т. 2. Дипломатия в новое время (1872–1919 гг.) / составители: В.М. Хвостов и И.И. Минц. Москва ; Ленинград : Государственное издательство политической литературы, 1945. 424 с.
5. Лукоянов И.В. «Не отстать от держав...». Россия на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX вв. / И.В. Лукоянов. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2008. 668 с.
6. Полонский И. Защитники рубежей империи. Из истории Отдельного корпуса пограничной стражи / И. Полонский // Военное обозрение. 2015. 1 июня.
7. Салогуб Я.Л. Железнодорожная концессия 1898 года как фактор колониальной экспансии России в Китае / Я.Л. Салогуб, В.П. Казанцев // Общество и государство в Китае. 2014. Т. 44. № 1. С. 444–452.
8. Самсонов А. Историческая победа России. К 155-летию подписания Айгунского договора / А. Самсонов // Военное обозрение. 2013. 28 мая.
9. Черникова Л.П. Депортация из Китая русских эмигрантов в послевоенные годы (1945–1946): неизвестные архивные документы / Л.П. Черникова // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. № 1. С. 693–707.

Остальные статьи