Дата публикации: 22.02.2024

Юридические и организационные детерминанты структуры военных министерств и ведомств

Аннотация

В статье анализируется нормативная регламентация построения федеральных государственных органов, в которых предусмотрено прохождение военной службы. Отмечается, что структура любого военного ведомства должна быть производной от выполняемых им функций и нацелена на оптимальное их выполнение. Поскольку она должна динамично изменяться вместе с развитием военной науки, средств и методов ведения боевых действий, то закреплять структуру военных организаций нормативно нецелесообразно, вместе с тем она должна быть определена в целях уяснения полномочий воинских структур при взаимоотношениях с иными лицами и наиболее оптимального достижения ими заложенных целей.




Прежде всего отметим, что функции государственных органов производны от функций государства в определенной сфере деятельности и, в свою очередь, первичны по отношению к организационным элементам структуры государственных органов. Ни один государственный орган не может функционировать и эффективно использовать предоставленные в соответствии с определенной для него компетенцией полномочия без рациональной организации своих внутренних структурных элементов, без определения их субординации.

Функция обороны государства связана с применением военной силы (в военное время) и подготовкой к применению военной силы (в мирное время). Важно подчеркнуть, что «только совокупное сочетание военных методов с решением задач военной безопасности позволяет включать ту или иную государственную организацию и орган в структуру военной организации государства».

Поскольку оборона и безопасность относятся к исключительному ведению Российской Федерации (подп. «м» ст. 71 Конституции России ), постольку субъекты Российской Федерации, муниципальные органы власти, тем более физические и юридические лица не обладают полномочиями по созданию воинских формирований. Вместе с тем с ноября 2022 г. Минобороны России наделено полномочиями по установлению численности добровольческих формирований, их организации, районов их действий, стоящих перед ними задач, порядка управления ими, притом, что сами добровольческие воинские формирования в состав Вооруженных Сил не входят.

Одним из новшеств законодательства стало и то, что, согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона «Об обороне» руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территориях, на которых введено военное положение, выполняют обязанности руководителей штабов территориальной обороны. Но при этом вооруженные формирования территориальной обороны также не являются собственно воинскими формированиями.

Правовой статус любого государственного органа предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования. Ведь реализация компетенции требует соответствующей организационной «мощности»: штатного расписания органа и правовой организации деятельности его подразделений и лиц, занимающих в нем должности. Поэтому совершенно верно утверждение, что компетенция и структура любого государственного органа должна быть нормативно определена для устранения неопределенности в его взаимоотношениях как с другими публичными органами власти, так и с иными субъектами. Причем желательно на уровне законодательного нормативного правового акта, правового акта Президента РФ или Правительства РФ.

Список литературы

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : учебник / Г.В. Атаманчук. Москва : Омена-Л, 2010. 528 с.
2. Вишняков В.Г. Структура и штаты органов советского государственного управления / В.Г. Вишняков. Москва : Наука, 1972. 275 с.
3. Военная администрация : учебник / Е.А. Глухов [и др.] ; под общей редакцией В.М. Корякина. Москва : РАП, 2012. 400 с.
4. Глухов Е.А. Дисфункции военного управления: признание проблемы / Е.А. Глухов // Военное право. 2022. № 5. С. 99–112.
5. Глухов Е.А. Современные проблемы определения направлений реформирования военной организации Российского государства / Е.А. Глухов // Вестник военного права. 2022. № 2. С. 57–64.
6. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования / А.В. Кудашкин. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. 574 с.
7. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации : учебник / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров ; под редакцией Л.Л. Попова. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2020. 456 с.
8. Современные проблемы управления силами ВМФ: теория и практика. Состояние и перспективы / под редакцией В.И. Куроедова. Санкт-Петербург : Политехника, 2015. 212 с.
9. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров. Москва : Юстицинформ, 2001. 356 с.
10. Туганов Ю.Н. Административно-юрисдикционная деятельность национальной гвардии: анализ нормативных актов / Ю.Н. Туганов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. 2016. № 6. С. 115–119.
11. Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы и организация / Г.С. Яковлев. Москва : Юридическая литература, 1974. 231 с.

Остальные статьи