О некоторых аспектах социальной защиты участников специальной военной операции
Аннотация
В статье исследуются теоретические и практические вопросы правового регулирования социальной защиты российских граждан, принимающих в рамках проводимой специальной военной операции участие в боевых действиях на юго-востоке Украины. Аргументируется необходимость незамедлительной разработки новых и внесения изменений в действующие нормы налогового законодательства, регулирующих применение правовых механизмов социального обеспечения участников специальной военной операции и членов их семей. Обращается внимание на имеющую место недооценку серьезности сложившегося положения, на наличие пробелов и противоречий в нормативных актах, регулирующих вопросы социальной защиты российских граждан, с оружием в руках защищающих интересы российского государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 02/2024 |
Страницы | 28-34 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2024-2-28-34 |
Принято считать, что положение дел с социальными правами граждан любого государства является отражением эффективности государства и одним из критериев качества работы его управленческих механизмов. Такого рода эффективность, как отмечает Н.В. Путило, достигается посредством установления оптимальной системы налогообложения, наличия административных и иных ресурсов для сбора налогов, грамотного управления государственной собственностью, стимулированием различных институтов гражданского общества к участию в социальной политике государства. В свою очередь социальная защита, обеспечиваемая государством, должна быть направлена на конкретного индивида, в том смысле, что каждый гражданин нуждается в ней не в равной степени. При этом задача государственных институтов состоит в том, чтобы через реализацию имеющихся в законодательстве правовых гарантий оказывать поддержку тем людям, которые наиболее в ней нуждаются, и предоставлять ее адресно, с обязательным учетом желаемой модели поведения граждан.
По данным Федеральной государственной службы статистики, численность получателей ежемесячных денежных выплат по разным основаниям превышает 15 миллионов человек, а средний размер выплат в России по состоянию на 1 января 2020 г. был равен 2271 рублю (в среднем). Однако более чем за полтора года, прошедших после начала 24 февраля 2022 г. специальной военной операции (далее — СВО), количество российских граждан, нуждающихся в помощи государства, существенно возросло. И поддержка этой группы стала или должна стать одним из основных приоритетов социальной политики государства. Это связано в первую очередь с необходимостью назначать различные виды выплат семьям военнослужащих и добровольцев, принимающих участие в боевых действиях, в ходе которых они с оружием в руках отстаивают государственные интересы. Не менее важно и предусмотреть в законодательстве различные виды социальных гарантий в интересах различных субъектов права, в первую очередь лиц, ставших инвалидами в связи с участием в боевых действиях, а также и других категорий ветеранов боевых действий. Именно эта задача должна стать приоритетом в вопросах социального обеспечения участников СВО для обеспечения полноты и своевременности оказания помощи военнослужащим и гражданам, ставшими инвалидами вследствие получения военной травмы или заболевания, полученного в связи с участием в боевых действиях, а также и членам их семей.