Дата публикации: 22.02.2024

Частные военные компании XXI века как миссия-ориентированные корпорации

Аннотация

Цель статьи заключается в представлении доказательств новизны конструкции частных военных компаний XXI в. путем исключения наличия их прообраза в XI–XIX вв. и демонстрации «примерки» в рамках рабочей гипотезы отдельных элементов экспериментального правового режима в отношении этих субъектов, принимая во внимания тренды корпоративного права XXI в.




Использование «миссий» в качестве способа управления массовой деятельностью людей имеет многовековую историю. Переходя к аргументации этого тезиса, введем термин «миссия», которым обозначим общую цель, которая устанавливается одним субъектом (целенаправляющим) в качестве руководящего начала в условиях недоопределенности среды выполнения конкретных задач, ведущих к достижению общей цели, другим субъектом (целенаправленным).

Для целей исследования необходимым и достаточным является констатация факта первоначального внедрения инструмента управления массовой деятельностью людей через «миссию» в религиозной области знания и указание на тесную связь ее с психологией людей. Так, Святые Кирилл и Мефодий считаются первыми православными миссионерами (около 860 г. н.э.). Активная фаза миссионерской деятельности католической церкви приходится на XV—XVI вв. (период времени образования испанских и португальских колоний), протестантской церкви — на XVII—XVIII вв. (период времени образования колоний Нидерландов и Великобритании), США — на XIX в. Целенаправляющий субъект может иметь сложную структуру на уровне организации материала. Так, папа Григорий XV в 1622 г. учредил Конгрегацию пропаганды веры, которой подчинялись католические миссионерские общества и которые стали и остаются до сих пор крупными владельцами земель и капиталов.

Таким образом, возможно утверждать, что к XXI в. западные страны приобрели огромный опыт использования миссий в качестве инструмента управления массовой деятельностью людей, а принимая во внимание Крестовые походы (XI–XIII вв.) — в том числе с помощью войны.

На рубеже XX и XXI вв. разработка корпоративных моделей управления привела к созданию и внедрению миссия-ориентированных корпораций, возникновение которых связывается с принятием в Италии в 1991 г. закона от 8 ноября 1991 г. № 381 «О социальных кооперативах». 

Список литературы

1. Барков А.В. Правовое обеспечение оценки степени социально-экологической полезности миссия-ориентированных корпораций / А.В. Барков, В.Д. Емельянова // Гражданское право. 2020. № 2. С. 8–11.
2. Легализация социального предпринимательства в России и за рубежом: тенденции и перспективы развития : монография / А.В. Барков, Я.С. Гришина, Ю.Г. Лескова [и др.]. Москва : Проспект, 2020. 216 с.
3. Levillain K. Les entreprises `a mission : Formes, mod`ele et implications d’un engagement collectif. Gestion et management / K. Levillain. Ecole Nationale Sup´erieure des Mines de Paris, 2015. 307 p.
4. Segrestin B. Gouvernement, participation et mission de l'entreprise / B. Segrestin, S. Vernac. París : Hermann, 2018. 115 p.
5. Segrestin, B. La mission de l'entreprise responsable: Principes et normes de gestion / B. Segrestin, K. Levillain. Paris : Presses des Mines, collection Économie et gestion, 2018. 178 p.

Остальные статьи