Частные военные компании XXI века как миссия-ориентированные корпорации
Аннотация
Цель статьи заключается в представлении доказательств новизны конструкции частных военных компаний XXI в. путем исключения наличия их прообраза в XI–XIX вв. и демонстрации «примерки» в рамках рабочей гипотезы отдельных элементов экспериментального правового режима в отношении этих субъектов, принимая во внимания тренды корпоративного права XXI в.
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 02/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2024-2-2-6 |
Использование «миссий» в качестве способа управления массовой деятельностью людей имеет многовековую историю. Переходя к аргументации этого тезиса, введем термин «миссия», которым обозначим общую цель, которая устанавливается одним субъектом (целенаправляющим) в качестве руководящего начала в условиях недоопределенности среды выполнения конкретных задач, ведущих к достижению общей цели, другим субъектом (целенаправленным).
Для целей исследования необходимым и достаточным является констатация факта первоначального внедрения инструмента управления массовой деятельностью людей через «миссию» в религиозной области знания и указание на тесную связь ее с психологией людей. Так, Святые Кирилл и Мефодий считаются первыми православными миссионерами (около 860 г. н.э.). Активная фаза миссионерской деятельности католической церкви приходится на XV—XVI вв. (период времени образования испанских и португальских колоний), протестантской церкви — на XVII—XVIII вв. (период времени образования колоний Нидерландов и Великобритании), США — на XIX в. Целенаправляющий субъект может иметь сложную структуру на уровне организации материала. Так, папа Григорий XV в 1622 г. учредил Конгрегацию пропаганды веры, которой подчинялись католические миссионерские общества и которые стали и остаются до сих пор крупными владельцами земель и капиталов.
Таким образом, возможно утверждать, что к XXI в. западные страны приобрели огромный опыт использования миссий в качестве инструмента управления массовой деятельностью людей, а принимая во внимание Крестовые походы (XI–XIII вв.) — в том числе с помощью войны.
На рубеже XX и XXI вв. разработка корпоративных моделей управления привела к созданию и внедрению миссия-ориентированных корпораций, возникновение которых связывается с принятием в Италии в 1991 г. закона от 8 ноября 1991 г. № 381 «О социальных кооперативах».