Дата публикации: 29.02.2024

Отдельные вопросы правового регулирования защиты конкуренции на рынке страховых услуг

Аннотация

В статье исследованы принципы и основные характеристики системы правового регулирования защиты конкуренции в сфере финансовых услуг в Российской Федерации и проанализированы особенности правового регулирования защиты конкуренции на рынке страховых услуг. По результатам данного анализа были сделаны выводы о крайней ограниченности специального законодательного регулирования отдельных вопросов защиты конкуренции в сфере страхования. Предложено внести в положения ч. 1 ст. 18 Закона «О защите конкуренции» пункт об оказании страховых услуг посредством перехода от заключений представителями публично-правовых образований договоров со страховщиками не через запрос котировок, а через более прозрачные процедуры открытого аукциона и открытого конкурса.




Вопросы правового регулирования сферы оказания страховых услуг становятся все более и более актуальными с динамичным развитием финансового рынка в целом и рынка страхования в частности. Одним из проблемных вопросов в данной области права является вопрос регулирования защиты конкуренции в сфере страхования.

Правовая основа функционирования национального рынка коммерческого страхования была заложена Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Этим же законом были закреплены основы антимонопольного рынка на рынке страхования, заложив основу для развития правового регулирования защиты конкуренции в сфере финансового рынка.

Как следует из ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции), в нем определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции. В рамках этих мер реализуются не только предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, но и недопущения, ограничения и устранения конкуренции органами публичной власти. Если страховая организация будет признана занимающей доминирующее положение, то в соответствии с общими положениями Закона о конкуренции (ст. 10), будут запрещены ее действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление иных лиц.

Переходя непосредственно к вопросам правового регулирования, кажется полезным обратиться к некоторым стратегическим документам, принятым в сфере защиты страхования на финансовом рынке. Вначале необходимо отметить, что, как в «старом» Национальном плане развития конкуренции в 2018–2020 гг., так и в «новом» Национальном плане («дорожной карте») развития конкуренции в 2021–2025 гг. не было предусмотрено никаких специальных мероприятий по развитию конкуренции на страховом рынке . При этом значительное место страхованию было посвящено в Плане мероприятий «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг», который является «дорожной картой» конкретных мер, сформированных в том числе на основании предложений крупнейших финансовых объединений . В рамках данного Плана в целях совершенствования конкуренции на рынке финансовых услуг предусматривалась реализация 28 мероприятий, в то время как непосредственно для рынка страхования планировались 4 ключевых мероприятия. В качестве одного из таких мероприятий предполагалось установление наилучших правовых возможностей для увеличения числа субъектов рынка страхования, обладающих правом выполнять функции представителей страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в субъектах Российской Федерации. На основании настоящего анализа законодательного и подзаконного нормативно-правового регулирования в сфере защиты конкуренции на страховом рынке можно сделать предварительный вывод о том, что актуальные предложения по развитию конкуренции находятся в статусе разработки, а принятые специальные законодательные и подзаконные акты не в полной мере реализуют свой потенциал. Также надо отметить, что Постановление Правительства РФ № 39 от 18 января 2023 г. «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями, а также иностранными страховыми организациями и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» устанавливает допустимость соглашений между страховщиками и кредитными организациями и выводит данные соглашения из-под действий антимонопольного регулирования.

Список литературы

1. Истомин В.Г. Антиконкурентные соглашения: юридическая сущность и правовые последствия / В.Г. Истомин // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 62–67.
2. Кванина В.В. Об отдельных вопросах навязывания страховых услуг при заключении кредитного договора: закон и практика / В.В. Кванина, М.Н. Локтева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 7 (95). С. 94–102.
3. Попондопуло В.Ф. Страховое законодательство: сравнительный анализ законодательных подходов / Попондопуло В.Ф., Петров Д.А., Силина Е.В. // Юридическое образование и наука. 2023. № 1. C. 19–23.
4. Цвилий-Букланова А.А. Современное состояние и перспективы развития рынка страхования в контексте антимонопольного регулирования / А.А. Цвилий-Бакланова // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 2. С. 64–71.

Остальные статьи