Дата публикации: 29.02.2024

Непредоставление информации о кредитном продукте как непоименованная форма недобросовестной конкуренции

Аннотация

В данной статье рассматриваются такие недобросовестные практики в сфере кредитования, как непоименованная форма недобросовестной конкуренции путем предоставления гражданампотребителям неполной и (или) недостоверной информации об особенностях реализуемых кредитных продуктов. Приведенные практики были рассмотрены автором с учетом действующего законодательства и существующих практических проблем.




В начале октября 2023 г. в структуре Банка России был упразднен Департамент противодействия недобросовестным практикам. Тем не менее еще актуальна проблема осуществления банками разнообразных недобросовестных практик, некоторые из которых подпадают под недобросовестную конкуренцию, в результате чего ими могут пренебрегаться законные права и (или) интересы клиентов.

Достоверно известно, что всякое взаимодействие субъектов права во всех сферах жизнедеятельности должно соответствовать универсальному конституционному требованию о добросовестном поведении. Кроме прочего, это подразумевает установленные законом для сторон обязательства требования о соблюдении прав и законных интересов друг друга, проявление встречного содействия, нужного для выполнения цели обязательства, в том числе предоставляя взаимно необходимую информацию. На всех этапах переговоров о заключении договора стороны должны поступать добросовестно, в том числе обязаны отказаться от переговоров при заведомом отсутствии цели прийти к соглашению. В рамках переговорного процесса недобросовестными действиями является предоставление неполной или недостоверной информации контрагенту, а также умолчание о сведениях, о которых с учетом характера соглашения должна была быть поставлена в известность другая сторона в соответствии с п. 3 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), подп. 1 п. 2 ст. 434.1 ГК РФ.

Требование о надлежащем информировании также содержится в законах, направленных на защиту прав потребителей: продавец должен предоставить информацию о товарах и услугах такого качества, которое обеспечит их правильный выбор потребителем, с верным пониманием цены, сроков оплаты, полной сумме и т.д.

Список литературы

1. Алексеева А.А. Обновление концепции антимонопольного регулирования (Часть 2) Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодате
2. Алексеева А.А. Обновление концепции антимонопольного регулирования (Часть 1) / А.А. Алексеева, Е.Ю. Борзило, В.А. Корнеев [и др.] // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2022. № 5. С. 106–149.
3. Алексеева А.А. Обновление концепции антимонопольного регулирования (Часть 3) / А.А. Алексеева, Е.Ю. Борзило, В.А. Корнеев [и др.] // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2022. № 7. С. 138–189.
4. Городов О.А. Недобросовестная конкуренция : учебно-практическое пособие / О.А. Городов, А.В. Петров, Н.А. Шмигельская ; под редакцией О. А. Городова. Москва : Юстицинформ, 2020. 324 c.
5. Петров Д.А. Требования добропорядочности, разумности и справедливости как признаки недобросовестной конкуренции / Д.А. Петров // Юрист. 2016. № 1. С. 32–37.

Остальные статьи