Непредоставление информации о кредитном продукте как непоименованная форма недобросовестной конкуренции
Аннотация
В данной статье рассматриваются такие недобросовестные практики в сфере кредитования, как непоименованная форма недобросовестной конкуренции путем предоставления гражданампотребителям неполной и (или) недостоверной информации об особенностях реализуемых кредитных продуктов. Приведенные практики были рассмотрены автором с учетом действующего законодательства и существующих практических проблем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 01/2024 |
Страницы | 19-22 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-1-19-22 |
В начале октября 2023 г. в структуре Банка России был упразднен Департамент противодействия недобросовестным практикам. Тем не менее еще актуальна проблема осуществления банками разнообразных недобросовестных практик, некоторые из которых подпадают под недобросовестную конкуренцию, в результате чего ими могут пренебрегаться законные права и (или) интересы клиентов.
Достоверно известно, что всякое взаимодействие субъектов права во всех сферах жизнедеятельности должно соответствовать универсальному конституционному требованию о добросовестном поведении. Кроме прочего, это подразумевает установленные законом для сторон обязательства требования о соблюдении прав и законных интересов друг друга, проявление встречного содействия, нужного для выполнения цели обязательства, в том числе предоставляя взаимно необходимую информацию. На всех этапах переговоров о заключении договора стороны должны поступать добросовестно, в том числе обязаны отказаться от переговоров при заведомом отсутствии цели прийти к соглашению. В рамках переговорного процесса недобросовестными действиями является предоставление неполной или недостоверной информации контрагенту, а также умолчание о сведениях, о которых с учетом характера соглашения должна была быть поставлена в известность другая сторона в соответствии с п. 3 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), подп. 1 п. 2 ст. 434.1 ГК РФ.
Требование о надлежащем информировании также содержится в законах, направленных на защиту прав потребителей: продавец должен предоставить информацию о товарах и услугах такого качества, которое обеспечит их правильный выбор потребителем, с верным пониманием цены, сроков оплаты, полной сумме и т.д.