Финансовые платформы как новые субъекты конкурентных отношений в контексте цифровизации финансовых рынков
Аннотация
В статье рассматривается изменение экономических условий оценки конкуренции на финансовом рынке в связи с повсеместным распространением и внедрением цифровых технологий. Изменение субъектного состава (появление финансовых агрегаторов и платформ), модернизация традиционного понятийного аппарата влекут за собой трансформацию основ экономики, возникновение новых возможностей и выгодных условий для бизнеса, изменение ключевых принципов определения границ товарных рынков, факторов, определяющих их конкурентоспособность.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 01/2024 |
Страницы | 10-14 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-1-10-14 |
К числу основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции отнесено совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации. В условиях стремительной цифровизации, учитывая новые стратегии организаций, уже вставших на «цифровые рельсы», важным аспектом государственной политики остается обеспечение защиты прав граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства на цифровых рынках, в связи с чем в числе текущих приоритетных задач Федеральной антимонопольной службы России (далее — ФАС России) остается дальнейшее совершенствование правоприменительной практики и антимонопольного регулирования на цифровых рынках, формирование подходов к определению таких рынков, оценка состояния конкуренции на них. Развитие цифровых технологий опосредует появление новых антиконкурентных практик, которые не могут быть урегулированы действующим антимонопольным законодательством. Финансовый рынок не является исключением.
Регулирование конкуренции за равные условия для всех участников финансового рынка возложено на ФАС России. Помимо этого, косвенное воздействие на конкуренцию в финансовой сфере, а также активное содействие в цифровизации финансового рынка остается одним из стратегических приоритетов Банка России. Действительно, как указывает Д.А. Петров, проникновение на финансовый рынок технологических инноваций позволяет оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы, юридическую деятельность профессиональных участников и потребителей, регуляторную деятельность Центрального банка РФ, что описывается такими категориями, как FinTech, LegalTech, LawTech, SupTech и RegTech. Наблюдается ряд трендов, формирующих предпосылки для стимулирования и развития финансовых технологий, в числе которых низкая маржинальность банковских услуг и преобразование участниками финансового рынка своих бизнес-моделей, тем самым демонстрируется стремление к созданию экосистем. Помимо всего прочего, в 2022 г. санкции, наложенные на Россию, затронули все области экономики, включая финансовую сферу, что повлияло на процессы цифровизации российской экономики, значительно изменив структуру и функционирование ее финансового сектора в благоприятную, самостоятельную сторону. Очевидно, что вопросы, связанные с осуществлением деятельности на цифровых финансовых рынках, сохраняют свою актуальность, а также набирают обороты ввиду объективных причин по повышению финансовой доступности различных видов финансовых инструментов для удовлетворения потребностей граждан и бизнеса, а также развития платформенных сервисов, предоставляющих банковские, страховые и иные услуги и соответствующие продукты.