Дата публикации: 29.02.2024

Инвестиционные платформы и маркетплейсы как субъекты антимонопольного регулирования: проблемы и перспективы в контексте законодательных нововведений

Аннотация

В 2023 г. были внесены поправки в Федеральный закон № 301-ФЗ «О защите конкуренции», которые на законодательном уровне закрепили такие понятия, как «цифровая платформа» и «сетевой эффект». Несмотря на использование этих дефиниций в правоприменительной практике задолго до внесения изменений, в делах Федеральной антимонопольной службы сетевые эффекты анализировались только в случаях злоупотребления цифровыми платформами доминирующим положением на рынке. В контексте реформы законодательства особенно интересным представляется воздействие нововведений на субъектов рынка, в деятельности которых сетевой эффект проявляется наиболее отчетливо, а именно на инвестиционные платформы и маркетплейсы.




В 2023 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), внесенные Федеральным законом от 10 июля 2023 г. № 301-ФЗ) (далее — Федеральный закон № 301-ФЗ), которые были объединены в научном сообществе общим названием «пятый антимонопольный пакет». Наибольшего внимания заслуживают изменения, внесенные в ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно закрепление таких понятий, как «цифровая платформа» и «сетевой эффект».

Цифровая платформа согласно нормативно закрепленному понятию представляет собой размещенную в сети Интернет инфраструктуру, используемую для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей.

Под сетевым эффектом понимается эффект от использования программы для ЭВМ, который дает хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке и устранять либо затруднять доступ к этому товарному рынку другим хозяйствующим субъектам.

Сама категория сетевого эффекта не является абсолютно новой и уже неоднократно встречалась в практике Федеральной антимонопольной службы (далее — ФАС) по различным делам.

Например, в ходе рассмотрения дела № 11/01/ 10-9/2019 о нарушении законодательства о конкуренции ООО «Хедхантер»3 ФАС использовала данное понятие, отмечая, что рынок услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети Интернет характеризуется существенными сетевыми эффектами, что затрудняет вход на указанный товарный рынок и образует труднопреодолимый барьер для хозяйствующих субъектов. На возражение ООО «Хедхантер» о том, что такое понятие отсутствует в российском законодательстве, ФАС сообщила, что понятие «сетевой эффект» ранее уже применялось при проведении анализа товарного рынка предустанавливаемых магазинов приложений для ОС Android, локализованных для Российской Федерации, в деле № 1-14-21/00-11-154. Еще одним аргументом в пользу применения данного понятия ФАС назвала то, что оно используется антимонопольными органами по всему миру, а отказ от его применения приведет к тому, что из-под антимонопольного контроля выйдут крупнейшие российские и иностранные хозяйствующие субъекты.

Список литературы

1. Акимова И. «Пятый антимонопольный пакет»: итоговая редакция / И. Акимова, Е. Сатина // BGP Litigation. 2023. 7 июля.
2. Алексеенко А.П. Alibaba group и антимонопольное регулирование платформ электронной коммерции: опыт КНР / А.П. Алексеенко, Ци Сунь // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2022. № 7 (95). С. 85–93.
3. Беликова К.М. Исследование влияния созданных в условиях сетевой экономики цифровых платформ (маркетплейсов) на потребительские рынки и положения конкурентного права / К.М. Беликова // Юридические исследования. 2021. № 6. С. 1–19.
4. Коваленко А.И. Сетевой эффект как признак доминирующего положения цифровых платформ / А.И. Коваленко // Современная конкуренция. 2020. № 1 (77). С. 18–37.
5. Федоров П.Г. Ретейл против маркетплейса / П.Г. Федоров // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 4 (24). С. 44–49.

Остальные статьи