Инвестиционные платформы и маркетплейсы как субъекты антимонопольного регулирования: проблемы и перспективы в контексте законодательных нововведений
Аннотация
В 2023 г. были внесены поправки в Федеральный закон № 301-ФЗ «О защите конкуренции», которые на законодательном уровне закрепили такие понятия, как «цифровая платформа» и «сетевой эффект». Несмотря на использование этих дефиниций в правоприменительной практике задолго до внесения изменений, в делах Федеральной антимонопольной службы сетевые эффекты анализировались только в случаях злоупотребления цифровыми платформами доминирующим положением на рынке. В контексте реформы законодательства особенно интересным представляется воздействие нововведений на субъектов рынка, в деятельности которых сетевой эффект проявляется наиболее отчетливо, а именно на инвестиционные платформы и маркетплейсы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 01/2024 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-1-6-9 |
В 2023 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), внесенные Федеральным законом от 10 июля 2023 г. № 301-ФЗ) (далее — Федеральный закон № 301-ФЗ), которые были объединены в научном сообществе общим названием «пятый антимонопольный пакет». Наибольшего внимания заслуживают изменения, внесенные в ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно закрепление таких понятий, как «цифровая платформа» и «сетевой эффект».
Цифровая платформа согласно нормативно закрепленному понятию представляет собой размещенную в сети Интернет инфраструктуру, используемую для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей.
Под сетевым эффектом понимается эффект от использования программы для ЭВМ, который дает хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке и устранять либо затруднять доступ к этому товарному рынку другим хозяйствующим субъектам.
Сама категория сетевого эффекта не является абсолютно новой и уже неоднократно встречалась в практике Федеральной антимонопольной службы (далее — ФАС) по различным делам.
Например, в ходе рассмотрения дела № 11/01/ 10-9/2019 о нарушении законодательства о конкуренции ООО «Хедхантер»3 ФАС использовала данное понятие, отмечая, что рынок услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети Интернет характеризуется существенными сетевыми эффектами, что затрудняет вход на указанный товарный рынок и образует труднопреодолимый барьер для хозяйствующих субъектов. На возражение ООО «Хедхантер» о том, что такое понятие отсутствует в российском законодательстве, ФАС сообщила, что понятие «сетевой эффект» ранее уже применялось при проведении анализа товарного рынка предустанавливаемых магазинов приложений для ОС Android, локализованных для Российской Федерации, в деле № 1-14-21/00-11-154. Еще одним аргументом в пользу применения данного понятия ФАС назвала то, что оно используется антимонопольными органами по всему миру, а отказ от его применения приведет к тому, что из-под антимонопольного контроля выйдут крупнейшие российские и иностранные хозяйствующие субъекты.