Дата публикации: 29.02.2024

Цифровая (платформенная) экономика в свете антимонопольного регулирования (сетевой эффект, цифровая платформа, запрет монополистической деятельности)

Аннотация

В статье представлен анализ изменений, внесенных в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рамках «пятого антимонопольного пакета» и связанных с цифровизацией товарных рынков. Рассмотрены понятия «цифровая платформа», «сетевой эффект», запрет монополистической деятельности лицами, использующими в информационно-телекоммуникационных сетях программы для ЭВМ для заключения сделок между продавцами и покупателями.




С 1 сентября 2023 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции), которыми в антимонопольное регулирование введены понятия «цифровая платформа» и «сетевой эффект» (п. 4.1 ст. 4), определена сфера отношений, в рамках которых совершаются сделки между продавцами и покупателями посредством использования цифровой платформы и возможно проявление сетевого эффекта (ч. 8 ст. 5), установлен запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой (ст. 10.1).

Следует обратить внимание, что концептуальные положения Закона о конкуренции были разработаны более 30 лет назад и отражали состояние антимонопольного регулирования на товарных рынках, рассчитанных на оборот овеществленного товара в условиях прямой и непосредственной коммуникации между хозяйствующими субъектами их контрагентами.

Необходимость же изменений обуславливалась появлением и внедрением ранее неприменяемых технологических способов коммуникации между участниками экономических отношений, что привело как к появлению новых товарных рынков, так и изменению уже существующих. Причиной тому выступило качественно более высокое технологическое развитие рыночной экономики, в которой решающую роль играют цифровые технологии, информация, программы для электронных вычислительных машин, функционирующие в информационно-телекоммуникационной сети, поскольку такая коммуникация в гражданском обороте принимается потребителями и хозяйствующими субъектами как более удобная и совершенная форма организации взаимодействия.

В связи с этим появилось понятие цифровой (платформенной) экономики как экономической деятельности, содержание которой составляет использование хозяйствующими субъектами информационных систем (платформ) в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет. Вместе с данным термином также используется понятие «цифровые (платформенные) товарные рынки».


Остальные статьи