Дата публикации: 29.02.2024

Применение технологий искусственного интеллекта при подготовке и реализации индивидуальных актов органов публичной власти и их должностных лиц: реалии и тенденции

Аннотация

Цель. Исследовать и выявить особенности использования технологий искусственного интеллекта при подготовке и реализации индивидуальных актов органов публичной власти и их должностных лиц; а также выявить риски, возникающие при применении технологий искусственного интеллекта в процессе принятия и реализации индивидуальных правовых актов. Методология: в статье использованы методы комплексного исследования и системного анализа, синтеза, формально-юридический. Выводы. Исследование позволило заключить, что в настоящее время ИИ используется, в частности, при информировании участников правоотношений о деятельности органов публичной власти и их должностных лиц, порядке принятия ими индивидуальных правовых актов и их реализации, порядке обращения в указанные органы и к должностным лицам, порядке обжалования решений и действий; при обращении граждан и юридических лиц в органы публичной власти и к их должностным лицам; в процессе принятия индивидуальных правовых актов; в процессе реализации индивидуальных правовых актов и контроля за их реализацией. Научная и практическая значимость. Настоящее исследование позволяет обратить научное внимание на вопросы применения ИИ в процессе подготовки и реализации индивидуальных актов. Сформированные в статье выводы могут послужить основанием для дальнейшей научной дискуссии.




Под индивидуальным правовым актом органов публичной власти и их должностных лиц понимается решение или действие, содержащее обязательное для реализации предписание или их совокупность, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения для индивидуально-определенного круга лиц, носящее конкретный и персонифицированный характер. Индивидуальные акты можно разделить на две большие группы: судебные акты (судебные постановления, принимаемые судами и судьями) и административные акты (акты исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, индивидуальные акты органов предстательной власти и др.).

В настоящее время цифровизация является неотъемлемой частью бытия, затрагивает и трансформирует все сферы общественной жизни, в том числе и сферу деятельности органов публичной власти и их должностных лиц по принятию и реализации индивидуальных правовых актов.

Одним из направлений оптимизации деятельности органов публичной власти и их должностных лиц по подготовке и реализации индивидуальных актов является внедрение систем искусственного интеллекта на каждом этапе такой деятельности, что не только позволит облегчить обращение в органы публичной власти, а также оказание и получение результатов публичных услуг по подготовке и реализации индивидуальных правовых актов, но и приведет к существенному снижению затрат на финансирование органов публичной власти, даже с учетом расходов на функционирование систем искусственного интеллекта , снизит служебную нагрузку.

Схематично технологии искусственного интеллекта (далее также — ИИ) можно охарактеризовать как технологии, имитирующие (воспроизводящие) мыслительную деятельность человека.

П.М. Морхат приводит следующую дефиницию понятия «искусственный интеллект» — это полностью или частично автономная самоорганизующая и самоорганизующаяся компьютерно-аппаратно-программная виртуальная или киберфизическая, в том числе биокибернетическая, система, не живая в биологическом смысле этого понятия, с соответствующим математическим обеспечением, наделенная программно-синтезированными способностями и возможностями: антропоморфно-разумных мыслительных и когнитивных действий; самореферентности, саморегулирования, самоадаптирования, автономного самоподдержания себя; самостоятельного накопления информации и опыта; самостоятельного осуществления генетического поиска и обработки информации; обучения и самообучения; самостоятельной разработки и самостоятельного применения алгоритмов самоомологации; самостоятельного принятия решений; самостоятельной разработки тестов и алгоритмов под собственное тестирование и др.

Список литературы

1. Морхат П.М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности : гражданско-правовые проблемы : диссертация доктора юридических наук / П.М. Морхат. Москва, 2018. 420 с.
2. Терехов А.М. Оценка экономической эффективности внедрения систем искусственного интеллекта в судопроизводство / А.М. Терехов, С.И. Кувычков // Администратор суда. 2023. № 1. С. 27–31.
3. Цифровизация публичного управления : учебное пособие / С.Н. Костина, Д.Л. Сивоволов, Г.А. Банных [и др.] ; под общей редакцией С.Н. Костиной. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2022. 111 с.
4. Черноусов Д.А. Использование искусственного интеллекта в судебной системе Российской Федерации: pro et contra / Д.А. Черноусов, Ж.Ю. Юзефович // Гражданское право. 2023. № 3. С. 19–24.
5. Этика и право: соотношение и механизмы взаимовлияния : монография / ответственный редактор В.А. Виноградов. Москва : Проспект, 2023. 272 с.
6. Якушев П.А. Проблемы использования систем искусственного интеллекта в семейных отношениях в контексте традиционных ценностей / П.А. Якушев // Право интеллектуальной собственности. 2019. № 1. С. 33–37.

Остальные статьи