Применение технологий искусственного интеллекта при подготовке и реализации индивидуальных актов органов публичной власти и их должностных лиц: реалии и тенденции
Аннотация
Цель. Исследовать и выявить особенности использования технологий искусственного интеллекта при подготовке и реализации индивидуальных актов органов публичной власти и их должностных лиц; а также выявить риски, возникающие при применении технологий искусственного интеллекта в процессе принятия и реализации индивидуальных правовых актов. Методология: в статье использованы методы комплексного исследования и системного анализа, синтеза, формально-юридический. Выводы. Исследование позволило заключить, что в настоящее время ИИ используется, в частности, при информировании участников правоотношений о деятельности органов публичной власти и их должностных лиц, порядке принятия ими индивидуальных правовых актов и их реализации, порядке обращения в указанные органы и к должностным лицам, порядке обжалования решений и действий; при обращении граждан и юридических лиц в органы публичной власти и к их должностным лицам; в процессе принятия индивидуальных правовых актов; в процессе реализации индивидуальных правовых актов и контроля за их реализацией. Научная и практическая значимость. Настоящее исследование позволяет обратить научное внимание на вопросы применения ИИ в процессе подготовки и реализации индивидуальных актов. Сформированные в статье выводы могут послужить основанием для дальнейшей научной дискуссии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 02/2024 |
Страницы | 39-42 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-2-39-42 |
Под индивидуальным правовым актом органов публичной власти и их должностных лиц понимается решение или действие, содержащее обязательное для реализации предписание или их совокупность, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения для индивидуально-определенного круга лиц, носящее конкретный и персонифицированный характер. Индивидуальные акты можно разделить на две большие группы: судебные акты (судебные постановления, принимаемые судами и судьями) и административные акты (акты исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, индивидуальные акты органов предстательной власти и др.).
В настоящее время цифровизация является неотъемлемой частью бытия, затрагивает и трансформирует все сферы общественной жизни, в том числе и сферу деятельности органов публичной власти и их должностных лиц по принятию и реализации индивидуальных правовых актов.
Одним из направлений оптимизации деятельности органов публичной власти и их должностных лиц по подготовке и реализации индивидуальных актов является внедрение систем искусственного интеллекта на каждом этапе такой деятельности, что не только позволит облегчить обращение в органы публичной власти, а также оказание и получение результатов публичных услуг по подготовке и реализации индивидуальных правовых актов, но и приведет к существенному снижению затрат на финансирование органов публичной власти, даже с учетом расходов на функционирование систем искусственного интеллекта , снизит служебную нагрузку.
Схематично технологии искусственного интеллекта (далее также — ИИ) можно охарактеризовать как технологии, имитирующие (воспроизводящие) мыслительную деятельность человека.
П.М. Морхат приводит следующую дефиницию понятия «искусственный интеллект» — это полностью или частично автономная самоорганизующая и самоорганизующаяся компьютерно-аппаратно-программная виртуальная или киберфизическая, в том числе биокибернетическая, система, не живая в биологическом смысле этого понятия, с соответствующим математическим обеспечением, наделенная программно-синтезированными способностями и возможностями: антропоморфно-разумных мыслительных и когнитивных действий; самореферентности, саморегулирования, самоадаптирования, автономного самоподдержания себя; самостоятельного накопления информации и опыта; самостоятельного осуществления генетического поиска и обработки информации; обучения и самообучения; самостоятельной разработки и самостоятельного применения алгоритмов самоомологации; самостоятельного принятия решений; самостоятельной разработки тестов и алгоритмов под собственное тестирование и др.