Дата публикации: 29.02.2024

Реализация пилотного проекта по совершенствованию системы высшего юридического образования

Аннотация

Цель настоящей статьи состоит в выявлении особенностей реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего юридического образования на примере Балтийского федерального университета им. И. Канта. Методология: для подготовки статьи применялись общенаучные и частно-научные методы научного исследования, среди которых анализ, синтез, системный метод, формально-юридический метод, метод моделирования. Выводы. В статье представлены результаты первого этапа реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего юридического образования, в числе которых разработка самостоятельно установленных образовательных стандартов и образовательных программ базового и специализированного высшего образования. Отличительной особенностью нового образовательного стандарта является то, что в нем установлены требования для реализации образовательных программ не по одному уровню образования, а по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки для базового и специализированного уровней высшего образования. Изменены требования к срокам получения образования. Разработанная образовательная программа базового высшего образования предполагает срок обучения 5 лет. Программы специализированного высшего образования — магистратуры — дифференцированы на прикладные и исследовательские с соответствующим сроком обучения 1 или 2 года. Научная и практическая значимость. В работе представлен новый подход к созданию и реализации образовательных программ высшего образования в сфере юриспруденции. Представленные выводы и предложения могут быть использованы образовательными организациями высшего образования в ходе разработки новых образовательных программ базового и специализированного уровней высшего образования.




В 2023 г. в России был запущен пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования. В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 пилотный проект предусматривает установление двух уровней высшего образования: базовое высшее образование и специализированное высшее образование . Цель данного эксперимента — создание суверенной уникальной национальной системы высшего образования.

Одним из шести вузов, в которых осуществляется реализация пилотного проекта, является Балтийский федеральный университет им. И. Канта (БФУ им. И. Канта). Для апробации новой модели уровней высшего образования в 2023–2024 гг. в БФУ им. И. Канта были выбраны образовательные программы по трем укрупненным группам специальностей и направлений подготовки: 40.00.00 «Юриспруденция», 44.00.00 «Образование и педагогические науки», 04.00.00 «Химия».

В ходе реализации пилотного проекта в БФУ им. И. Канта были разработаны и утверждены образовательные стандарты высшего образования, установленные самостоятельно БФУ им. И. Канта (далее — ОС ВО, образовательный стандарт). Образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации в БФУ им. И. Канта основных профессиональных образовательных программ высшего образования — уровня базового высшего образования и уровня специализированного высшего образования программ магистратуры. ОС ВО разработан с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, действующих федеральных государственных стандартов высшего образования, а также действующих профессиональных стандартов. В ОС ВО установлены требования к формам и срокам обучения, структуре, объему, результатам освоения и условиям реализации образовательных программ.

Список литературы

1. Закомолдин Р.В. Юридические клиники как инструмент правового просвещения и правового информирования населения / Р.В. Закомолдин // Юридическое образование и наука. 2022. № 3. С. 21–25.
2. Кравец И.А. Юридическое образование и «умная образовательная юриспруденция» на службе построения достойного общества (российский и международный аспекты) / И.А. Кравец // Юридическое образование и наука. 2022. № 9. С. 10–16.
3. Халиков А.Н. Система юридического образования в современной России в соотношении с юридической практикой / А.Н. Халиков // Юридическое образование и наука. 2022. № 10. С. 3–7.

Остальные статьи