Дата публикации: 29.02.2024

Проблемы влияния современного медиапространства на нравственно-духовное мировоззрение студентов

Аннотация

Целью статьи явилось рассмотрение негативных аспектов воздействия медиаинформации на ценностную составляющую мировоззрения современной молодежи. Обращается внимание на важность сохранения и признания традиционных российских ценностей молодыми людьми, в связи с чем становится актуальным формирование у них способности распознавать деструктивную составляющую распространяемой в информационном пространстве информации. Методология: социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном и опосредованном взаимодействии со студентами, при котором источником информации о представлениях студентов о содержании признаваемых в государстве ценностей, об угрозах этим ценностям в информационном пространстве и о возможных мерах их защиты послужили их словесные и письменные суждения. Делается вывод, что современная студенческая молодежь в большинстве своем является критически мыслящей аудиторией, адекватно оценивающей влияние СМИ на их мировоззрение. Научная и практическая значимость. Даются некоторые рекомендации по совершенствованию воспитательного и образовательного процесса в части повышения медиаинформационной грамотности студентов-юристов с целью защиты их сознания от негативного воздействия информационной среды.




В последние несколько десятилетий происходящий в мире переход к информационному обществу, приведший к формированию единого, выходящего за пределы отдельного государства информационного пространства, носит глобальный характер, влияя на все сферы общественной жизни. В нашей стране такие радикальные технологические изменения нашли свое отражение в «Стратегии научно-технологического развития РФ», «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017–2030 годы», которые направлены в первую очередь на расширение границ использования информационных и телекоммуникационных технологий, цифровых ресурсов, обеспечивающих основы жизнедеятельности российского общества на современном этапе. В указанных документах акцент делается на значительной роли электронных средств массовой информации, социальных сетей, интернет-среды в обмене информацией, на ее существенном влиянии на мнение и поведение отдельной личности или социальных групп в новом информационном обществе.

Общеизвестно, что в информационном пространстве СМИ являются инструментом, воздействующим на сознание людей. Пропуская информацию через свои фильтры, СМИ повышают ценность одних идей, обесценивая другие, оказывая, таким образом, идеологическое влияние на мнение, оценки, решения людей в целом и молодежи в частности, нередко культивируя ценности антигуманные, циничные, бездуховные, что в результате может приводить к «новым» мировоззренческим трансформациям.

В настоящее время фактически вся массмедиа пропагандирует культуру потребления, индивидуализм, который не приемлет таких понятий, как социальная справедливость, долг, ответственность, патриотизм, поскольку предполагает материальный успех как условие достижения высокого социального статуса. Абсолютная ценность — «личный успех», для достижения которого можно поступиться моральными принципами и нормами, — аккумулируется в массовом сознании молодых людей, и в этом контексте очевидно, что «размываются» традиционные институты, моделируется новый образ реальности, при котором направленность личности на самосовершенствование замещается аномалией потребительства.

Как представляется, налицо противоречивость в единой системе ценностей: с одной стороны — это традиционные нравственные ориентиры, представляющие культурное наследие, с другой — это внедрение «новых ценностей», которые в последние десятилетия культивируются в информационном обществе, в результате чего социальное самоопределение молодежи приобретает заведомо конфликтный характер. Можно предположить, что возможность в трансформации традиционных ценностей на «иные» может иметь место лишь в случае утери обществом моральных и нравственных норм, когда в «размывании» морали достигнута критическая отметка.

Список литературы

1. Горшков М.К. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1 (95). С. 5–36.
2. Демина И.Н. «Ценности» в российском научном дискурсе / И.Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 4. С. 657–679.
3. Ильин А.Н. Индивидуализм — ценность, культивируемая культурой потребления / А.Н. Ильин // Философия и культура. 2015. № 7 (91). С. 1055–1067.
4. Карпенко О.А. Инновационные институты развития интеллектуально-духовного капитала и интеллектуально-духовной деятельности человека в современной России / О.А. Карпенко, П.В. Левченко // Экономика и управление инновациями. 2022. № 4 (23). С. 37–46.
5. Колин К.К. Стратегия глобальной безопасности на базе партнерства цивилизаций и ведущих держав / К.К. Колин. Москва : МИСК. 2019. 292 с.
6. Котляревич А.Н. Ценности современной российской молодежи: неолиберальный тренд / А.Н. Котляревич // Культура и безопасность. 2023. № 1. С. 5–15.
7. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. Москва : ЛКИ, 2008. 416 с.
8. Туев В.А. Методологические проблемы идеологии российского общества / В.А. Туев // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27. № 4. С. 600–606.
9. Туев В.А. Мотивация труда и развитие потребностей личности / В.А. Туев // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 4. С. 177–182.

Остальные статьи