Институт народных заседателей: «Вместе с водой выплеснули и ребенка»
Аннотация
В статье обращается внимание на реальное исполнение прав граждан, закрепленных в ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации в части их непосредственного участия в отправлении правосудия. Упразднение института народных заседателей и включение в национальный уголовный процесс института присяжных заседателей не решают вопросов укрепления институтов демократически-правового государства. Достоинством демократической конституции должно быть максимальное закрепление прав граждан в целях реализации социальных качеств народа, повышения его правовой культуры и активного участия в укреплении институтов государства. По мнению автора статьи, институт народных заседателей — это феномен особого правового явления и практического воплощения участия народа в отправлении правосудия, поэтому он должен получить новое рождение и занять свое историческое место в осуществлении правосудия в сочетании с присяжными и арбитражными заседателями.
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 03/2024 |
Страницы | 49-54 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-3-49-54 |
Если оглянуться на историю развития судебной системы нашей страны, то можно заметить, что довольно длительное время одним из обязательных требований при отправлении правосудия было участие в нем представителей народа в качестве заседателей. Термин «заседатель» своим происхождением обязан Российской империи. Это были лица, которые в период с 1775 по 1864 гг. избирались для участия в работе некоторых местных государственных и судебных учреждений, представляя собой различные сословия (дворян, горожан, иногда — государственных крестьян). Заседатели избирались своими сословиями и принимали участие в судебных разбирательствах практически во всех судах (земских, уездных, губернских магистратах, дворянских). В некоторых судах количество заседателей, принимающих участие в отправлении правосудия, доходило до десяти. Институт заседателей в Российской империи просуществовал до Судебной реформы 1864 г.
Впрочем, на этом участие народа в судебной деятельности не завершалось. В Российской империи, как и в советской России, народ и его представители принимали самое активное участие и в выборе судейского корпуса. Правда, здесь следует уточнить, что в Российской империи мировые судьи избирались не прямыми выборами, а представителями народа, избранными в уездные земские собрания, численность которых иногда доходила почти до 100 человек. Похожими на прямые выборы были выборы волостных судей, которые избирались сельскими сходами. С установлением советской власти процедура выборов судей стала более демократичной. И это хорошо видно из первых декретов пролетарского государства. Например, в Декрете о суде № 1, которым были упразднены действовавшие до ноября 1917 г. суды с заменой их на суды, образуемые на основании демократических выборов. В этом и последующих декретах о суде отмечалось и обязательное участие при отправлении правосудия народных заседателей, количество которых в отдельных случаях доходило до двенадцати. Общие списки народных заседателей составлялись исполнительными органами советской власти.
Принцип выборности судей и народных заседателей был закреплен и в Положении о судоустройстве РСФСР, введенном в действие Постановлением ВЦИК РСФСР от 11 ноября 1922 г. Согласно названному Положению выборы кандидатов в народные заседатели на предприятиях и учреждениях проводились гласно, списки кандидатов вывешивались на всеобщее обозрение на заводах, фабриках, в органах исполнительной власти, рабочих клубах и других общественных местах. Причем, как указано в Положении, в течение недели каждый трудящийся был вправе заявить мотивированный отвод кандидату в народные заседатели. И только после обсуждения отводов списки народных заседателей передавались народному судье.