Некоторые характеристики и проблемы рассмотрения заявлений о фальсификации доказательств в арбитражном процессе
Аннотация
Автором приводятся определенные характеристики как самих заявлений о фальсификации доказательства в арбитражном процессе, так и в целом сформированной выборки итогов рассмотрения таких заявлений. Отмечены уголовно-правовые результаты установления фактов фальсификации, используемые в рамках заявительного производства о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Затрагиваются вопросы разграничения уголовно-правового, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального содержания фальсификации доказательств. Наряду с этим обращается внимание на возможные варианты предупреждения участников арбитражного процесса об уголовной ответственности при подаче заявления о фальсификации доказательства и квалификации противоправных деяний на основании статей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 03/2024 |
Страницы | 23-27 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-3-23-27 |
Большое количество рассмотренных арбитражными судами заявлений о фальсификации доказательств позволяет говорить о массовом явлении, обладающем своей структурой и динамикой, демонстрирующем определенные типичные свойства . Для целей исследования представляют интерес не только установленные случаи фальсификации, но и указанные заявления, которые по различным причинам не нашли своего подтверждения.
Основная масса поданных заявлений о фальсификации доказательств в арбитражном процессе приходится прежде всего на наиболее развитые в экономическом отношении регионы. По данным сформированной выборки, на арбитражные суды Московского округа пришлось 25% соответствующих фактов, Западно-Сибирского — 11%, Северо-Западного — 15%, Восточно-Сибирского — 12%, Дальневосточного — 9%. На пять соответствующих регионов, составляющих половину от имеющихся судебных округов арбитражно-судебной системы, приходится более чем две трети исследуемых случаев. В двух из них (Северо-Западном и Московском округах) острота и актуальность применения ст. 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) проявились и в публикациях.
Обозначенные количественные характеристики в определенной мере можно объяснить активным использованием права на подачу заявления о фальсификации доказательств, более существенным вниманием крупного бизнеса к уровню представления интересов.
Преобладающее количество рассмотренных заявлений о фальсификации доказательств связано со спорами, вытекающими из гражданских правоотношений. Среди них лидируют связанные с ненадлежащим исполнением обязательств и взысканием задолженности по договорам, с виндикационными исками и исками о признании недействительными сделок, с корпоративными спорами.
Существенно менее распространены факты подачи указанных заявлений по административным делам. Однако такая характеристика не делает их менее актуальными в силу особенностей субъектов правоотношений (государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности), а также по причине значительности количества как подтвердившихся, так и необоснованных утверждений о фальсификации доказательств.