Дата публикации: 29.02.2024

Информационный посредник как субъект предпринимательской деятельности

Аннотация

В статье отмечено правопонимание дефиниции «информационный посредник», рассмотрены признаки и правовой статус. Ставятся вопросы правового регулирования в части закрепления права и обязанностей, вида ответственности. Обзор и анализ законодательных норм, судебных прецедентов позволяет выявить признаки правоотношений, устанавливающих правовой статус дефиниции «информационный посредник».




Вопросам установления правового статуса информационного посредника посвящено достаточно научно-правовых и экономических трудов, особенно в свете актуальной цифровой повестки российского рынка в рамках национального проекта «Цифровая экономика». На сегодня значительная доля бизнес-процессов немыслима без IT-поставщика информационно-коммуникационных технологий, платформенных и сервисных решений, когда порой прямые гражданские и предпринимательские сделки опосредованы. Очевидно, что рассматриваемый субъект предпринимательства носит западное наследие общего права, где основным институтом служит договор во всех его проявлениях, в том числе в цифровой форме, например, смарт-контракт на базе блокчейн. Свойственным признаком договорных отношений является диспозиция, обеспечивающая выбор и свободу обеим сторонам в установлении ими условий осуществления хозяйственной деятельности, где правовой статус очевиден – заказчик и исполнитель, – у которых закреплен соответствующий пакет прав и обязанностей и определена гражданско-правовая ответственность. Однако бизнес-процессы могут составлять сложные конструкции подрядных, субподрядных и иных отношений, а также отношений, формируемых с субъектами государственного и некоммерческого сектора экосистемы, например, единые государственные порталы, корпоративные информационные системы, коммерческие и общественные сервисы, и здесь возникает необходимость пересмотреть и уточнить правовой статус подобных посредников, возможно закрепить категории, в отношении которых установить отдельный пакет прав и обязанностей особого правового статуса и юридическую ответственность.

Впервые понятие «информационный посредник» появилось в США в 1998 г. и подразумевало под собой «internet service provider» (перевод – «поставщик интернет-услуг»). В российской практике до 2013 г. термин «информационный посредник» в судебной практике и правовой литературе формулировался как «интернет-провайдер». Несмотря на то, что в России предпринимательские отношения складываются достаточно давно и успешно, а информационно-телекоммуникационные сети масштабировались за последние годы достаточно активно, в российском законодательстве понятие «информационный посредник» закреплено лишь с 2013 г. согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» , где происходит расширение его правопонимания путём установления круга его обязанностей и ответственности. При этом с развитием информационных и электронных технологий возникают разные виды информационных посредников как субъектов предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Архицкий Ю.А. Субъекты в сфере оказания информационных услуг и IT-аутсорсинга / Ю.А. Архицкий, Ю.А. Маркс // Современные проблемы права, экономики и управления. 2018. № 2 (7). С. 6–10.
2. Белов В.А. Цифровое посредничество и потребительские отношения: правовая природа и ответственность / В.А. Белов // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 8. С. 68–82.
3. Фомина О.Н. Правовая природа ответственности информационного посредника / О.Н. Фомина // Гражданское право. 2022. № 2. С. 33–36.

Остальные статьи