Реализация принципа справедливости в договорном наследственном правопреемстве
Аннотация
Статья посвящена исследованию реализации принципа справедливости применительно к наследственному правопреемству при наследовании на основании закона, завещания, в том числе супругов, наследственного договора и субъектов правоприменения как общих норм наследственного права, так и его отдельных институтов — душеприказчика, хранителя и управляющего наследством, нотариуса и суда, а также в отношении непосредственно самого наследственного договора, которой выступает юридической формой наследования, обеспечивающего соблюдение конституционного баланса частных и публичных интересов в этой сфере.
Ключевые слова
- наследование
- наследственное право
- общие и специальные институты
- наследственное правопреемство
- юридические формы наследственного правопреемства
- принципы наследственного права
- принцип справедливости
- наследственный договор
- реализация в наследственном договоре справедливости
- конституционные основы наследования
- баланс частных и публичных интересов в сфере наследования
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 02/2024 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-2-19-23 |
Принципы российского наследственного права при их доктринальной разработанности и легальном закреплении продолжают оставаться в центре внимания исследователей. Одним из фундаментальных принципов наследственного права является общеправовой, равно как и гражданско-правовой, принцип справедливости.
Но в наследственном правопреемстве в силу договора, на первый взгляд, реализация указанного принципа может быть поставлена под сомнение, так как наследство в этом случае может быть на вполне законных основаниях рассредоточено и превратиться в механическую совокупность отдельных вещей, объектов и предметов, равно как и прав и обязательств, переходящих по воле наследодателя к лицам, с которыми он решит вступить в договорные отношения. Ведь согласно п. 1 ст. 1140.1 ГК РФ наследодатель вправе заключить наследственный договор с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию (ст. 1116 ГК РФ), очертить круг наследников, а также порядок перехода прав на свое имущество после смерти к пережившим наследодателя сторонам договора. Кроме того, в наследственном договоре, помимо указанных лиц, могут фигурировать и третьи лица, призываемые к наследованию. Между тем подобный тезис не соответствует действительности.
Классическое понимание справедливости, господствующее в современном обществе, сводится к представлениям о соответствии деяния и воздаяния (действует правило «каждому по его заслугам») и неизменно трактуется как принцип права. По утверждению В.А. Вайпана, справедливость в гражданском праве – это «некий компромисс интересов отдельных людей, социальных групп», соответственно, нахождение такого компромисса и есть «сущность управления обществом».
Как нравственный ориентир во взаимоотношениях людей справедливость нередко толкуется в контексте неотъемлемых прав человека и включает в себя идею равенства всех членов общества, а также понятий «честность», «беспристрастность», «правда», «истина», «эквивалентность». В подобном сочетании «справедливость есть отношение человека к другому лицу, опосредованное отношением к благам, на которые они оба претендуют», и поэтому справедливость дифференцируется на дистрибутивную и уравнивающую. Как категория общественного сознания она охватывает соотношение значимости различных индивидов (групп), их социального положения, прав и обязанностей, деяния и воздаяния . Еще в Дигестах Юстиниана говорилось о том, что «право есть искусство доброго и справедливого», а «юриспруденция есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом».