Особенности договорной ответственности в исламском праве
Аннотация
Развитие коммерческих связей со странами Арабского Востока требует более глубокого понимания особенностей их правовой системы, в том числе в части реализации мер гражданско-правовой ответственности. В статье рассматриваются особенности доктрины исламского права, отмечаются различные подходы к решению отдельных вопросов ответственности за нарушение договора, обусловленные существованием различных масхабов, дается характеристика таких форм ответственности, как даман и амана, анализируется влияние различных обстоятельств на определение оснований и пределов ответственности, включая форс-мажор. Практическая реализация этих положений иллюстрируется ссылками на гражданское законодательство Египта, Ирана, Катара и ОАЭ. Автор приходит к выводу, что исламское законодательство отражает достаточно своеобразное восприятие правовой действительности, которое не всегда совпадает с правопониманием, присущим странам романо-германской или англоамериканской систем права, хотя за сформированными в нем подходами просматриваются общие представления об основаниях и пределах гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств, а также освобождении от нее, базирующиеся на глубинном понимании необходимости реализации принципа справедливости в гражданских правоотношениях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 02/2024 |
Страницы | 10-13 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-2-10-13 |
Развитие коммерческих связей со странами Арабского Востока, интенсивность которых, очевидно, будет возрастать после вступления крупнейших из них в БРИКС, требует более глубокого понимания особенностей их правовой системы, особенно в части построения коммерческих связей, а также реализации мер гражданско-правовой ответственности. Последние имеют ряд отличий от привычных нам подходов, нашедших свое закрепление как в романо-германской, так и англосаксонской системах права.
При этом неоднородность исламского права, в рамках которого сложилось несколько правовых школ, обусловливает различия и среди стран, в той или иной мере ориентирующихся на соответствующие религиозные традиции. Помимо двух основных направлений, обусловленных двумя религиозными течениями, в рамках каждого из них сформировалось несколько правовых школ, отражающих особые представления об отдельных аспектах регулирования общественных отношений. Так, к числу суннитских школ, считающихся ортодоксальными, относятся ханафитская, маликийская, ханбалийская и шафиитская школы. В свою очередь, среди шиитских школ выделяются исмаилитская школа, школы Зейди и Итна-Ашарис. Приверженность той или иной правовой традиции обусловливает не только значимость отдельных источников права, но и практику их применения, хотя нельзя не отметить, что в вопросах договорной ответственности принципиальных расхождений между ними нет.
Прежде всего, не подвергается сомнению положение об обязательности исполнения принятых на себя обязательств по договору, поскольку в аяте 1 суры «Аль-Майда» Корана говорится: «О вы, которые уверовали! Будьте верны обязательствам». Последние трактуются достаточно широко и помимо прочего включают обязанность соблюдать условия договоров, будь то торговые сделки, договоры аренды или соглашения о пожертвовании или даре. Соответственно, неисполнение своих обязательств рассматривается не только как правонарушение, но и грех перед Богом.