Суд в уголовно-процессуальной организации противодействия преступности
Аннотация
Современная эпоха требует обновления основ теории уголовного права и процесса с учетом изменения политико-правового контекста. Актуальной задачей для уголовно-правовых наук является выработка интегративного общего учения о том, что представляет собой государственно-правовое противодействие преступности в его устройстве и деятельности. Есть попытки усилить этатистскую сущность советского учения о механизме уголовноправового регулирования. Важно удержаться от соблазна представить государство как некоего применителя уголовного закона, а роль уголовного процесса свести к форме. Следует усилить роль процессуального механизма в уголовно-правовом воздействии. Идею правового государства надо воплотить в понятии уголовно-процессуально-правовой организации, в которой происходит выработка уголовно-правового воздействия на конкретного преступника и преступность. Государство, судебная и обвинительная власти которого разделены, противодействует преступности через выработку состязательным уголовным судопроизводством средства уголовно-правового воздействия на виновника преступления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 03/2024 |
Страницы | 51-56 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-3-51-56 |
Суд независим по отношению к исполнительной власти, и в этом заключается самоограничение, сдерживание государства. Судопроизводство есть принципиальное самоограничение государства правом, определяющим и закрепляющим свободу личности . Это положение лежит в основе того организационно-правового механизма разрешения уголовного дела, в котором главными субъектами применения уголовно-процессуальных норм являются стороны, а суд, как арбитр, разрешающий уголовно-правовой спор, выступает органом применения уголовного закона. Через уголовно-процессуальную деятельность сторон и суда происходит вначале создание, а затем — предложение о применении меры уголовно-правового воздействия, которое реализуется в обвинительном приговоре и исполнении назначенной им меры уголовной ответственности.
Запрет на совмещение судебной и обвинительной функции — самый важный и достаточно трудно исполнимый на практике, но на нем основывается работа уголовно-процессуального механизма. Верховенство права, гарантирующего права и свободы личности и определяющего пределы полномочий судебной и исполнительной властей, их деятельность, является вторым принципиальным моментом устройства правосудия в правовом государстве. Один из классиков уголовно-процессуального права Н.Н. Розин писал, что, когда отпадает нужда в преувеличенной заботе о государственных интересах, поглощающей интересы личности, «суд из орудия управления превращается в нормальный институт правосудия — в орган разрешения правового спора».
Отделение обвинения от суда — это главный критерий, по которому делятся два типа уголовно-процессуально-правового противодействия преступности: следственный во главе с судебно-следственным органом и состязательный (обвинительный) во главе с органом обвинения и судом.
Состязательная концепция правовой организации противодействия преступности сейчас подвергается критике со стороны тех, кто утверждает, что уголовный процесс является правовым инструментом государства. Полагаем, что подобный «инструментальный» подход к трактовке уголовного процесса есть риторический прием, который имеет целью подорвать основу понятия правового государства: разделения его властей. Государство не должно пониматься как некий единый судебно-следственно-обвинительный орган, который в уголовно-процессуальном порядке применяет нормы уголовного закона к лицам, совершившим преступления. Государство представлено в процессе в виде исполнительной — обвинительной (обвинительно-следственной власти) и судебной властей. При этом суд позиционируется как независимый от обвинительно-следственной власти орган, который равно беспристрастен позиции и утверждениям как стороны обвинения в лице представителей обвинительно-следственной власти, так и стороны защиты. Независимость и объективность суда в уголовно-правовом споре между обвинительной властью и лицом, обвиняемым ею в совершении преступления, есть основа правопорядка и правового государства.