Доступность и качество правосудия в условиях развития цифровых технологий
Аннотация
Российская Федерация, будучи достойным членом мирового сообщества, строящим свою внешнюю и внутреннюю политику на основе безоговорочного признания прав человека высшей ценностью и обеспечения их судебной защитой, стремится повысить эффективность деятельности суда в данном направлении посредством цифровизациии его процедур, в том числе правосудия. Основное предназначение задействования искусственного интеллекта в судебной деятельности сводится к повышению качества правосудия и его доступности, обеспечению участников процесса необходимой информацией, созданию условий открытости судебной системы и снижению нагрузки на судей. В то же время полностью переложить судебный процесс на электронного судью невозможно, так как он лишен человеческого разума, сочувствия и способности оценивать доказательства по внутреннему убеждению.
Ключевые слова
- суд
- цифровизация
- цифровые технологии
- электронное правосудие
- права и свободы человека
- электронный документооборот
- судебное заседание
- аудиопротоколирование
- видео-конференц-связь
- искусственный интеллект
- юнит
- когнитивная деятельность
- судебное решение
- оценка доказательств
- справедливость
- объективность
- заявление
- цифровая платформа
- внутреннее убеждение
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 03/2024 |
Страницы | 45-50 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-3-45-50 |
Одним из в высшей степени значимых предписаний международных актов о правах и свободах человека является удостоверение их защиты правосудием, имплементированное правовыми системами большинства государств на планете. В частности, Всеобщая декларация прав человека, принятая Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. , устанавливает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 9). Приведенная установка красной нитью проходит через нормативные предписания межгосударственных объединений, подтверждая добрую волю консолидировавшихся стран. К примеру, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. обязывает договаривающиеся стороны обеспечить каждому право при рассмотрении любого дела на справедливое и публичное разбирательство в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом (ст. 6).
Российская Федерация, будучи достойным членом мирового сообщества, строящим свою внешнюю и внутреннюю политику на основе безоговорочного признания прав человека высшей ценностью и обеспечения их судебной защитой, удостоверила подобное состояние на конституционном уровне (ст. 2, ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Рассмотрение приведенных положений не только в правовом, но и в информационном, методологическом и прикладном ключе приводит к умозаключению о том, что «суд, как орган государства, обязан заботиться о максимально эффективных и простых способах обращения к нему для разрешения правовых конфликтов, что позволило бы избежать излишней волокиты, споров о подсудности и прочей процессуальной неопределенности» . В современный период достичь подобного состояния возможно посредством цифровизации судебной деятельности в целом и правосудия в частности, т.е. задействования достижений искусственного интеллекта в форме автоматизации, алгоритмизации и математизации в ходе осуществления названной деятельности. Но сразу оговоримся, что подобный подход не заменит живого человеческого участия и не сможет в полной мере обеспечить реализацию законных личностных интересов.