О некоторых проблемах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании решений третейских судов
Аннотация
Констатирована тенденция, направленная, с одной стороны, на недопустимость вмешательства государственного суда в существо третейского решения, а с другой — на обеспечение применения мер государственного принуждения при исполнении решений третейских судов. Исследуются основания для отмены решений третейских судов, в том числе по мотиву нарушения ими публичного порядка. Обращено внимание на проблему применения правовых последствий третейского соглашения в рамках государственного судопроизводства, а также на неурегулированность вопроса о действиях суда в случае рассмотрения принятого им к производству дела или связанного с ним требования в третейском суде.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 03/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-3-2-7 |
Третейское разбирательство гражданских дел (арбитраж) представляет собой единственную на сегодняшний день альтернативу государственному судопроизводству. В отличие от медиации и иных форм урегулирования правовых конфликтов, арбитраж — это способ защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав и интересов, что прямо закреплено в ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как и государственные суды, третейские суды разрешают переданные им дела по существу, а наличие ставшего обязательным для сторон решения третейского суда препятствует обращению в государственный суд с тождественным требованием.
Между тем в судебной практике может встать вопрос о том, как следует поступить судье, если, решая вопрос о возбуждении судопроизводства по гражданскому делу, он выяснит, что данное дело уже рассматривается в третейском суде или имеется третейское (арбитражное) соглашение сторон правового конфликта. Все эти вопросы процессуальным законодательством прямо не урегулированы и требуют разрешения.
Исходить в этих вопросах следует из того, что третейское (арбитражное) решение — это акт частного правоприменения и к правосудию он отношения не имеет. Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) указал, что третейские суды наделены определенными публичными полномочиями. Некоторые авторы разделяют это мнение. Другие называют третейское разбирательство способом урегулирования споров. Оба мнения представляются не совсем точными.
Право на обращение в третейский суд (арбитраж) вытекает из свободы договора, а сами третейские суды (арбитражи) не наделены правом совершать какие-либо публично-правовые действия. В частности, в отличие от государственного суда, арбитраж не может применить обеспечительные меры в форме ареста спорного имущества, наложения запрета на совершение с предметом спора гражданско-правовых сделок и т.д. Для совершения всех этих действий участвующим в третейском разбирательстве лицам потребуется обращаться в государственный компетентный суд.