О правовом статусе нанимателей жилых помещений в бывших ведомственных общежитиях
Аннотация
Анализируются изменения жилищного законодательства в части регулирования правового статуса нанимателей жилых помещений в бывших ведомственных общежитиях, в нарушение закона переданных в частную собственность организаций. Высказана позиция о произвольной дифференциации граждан, проживающих в таких общежитиях, на две категории в зависимости от правомерности действий государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Обосновывается необходимость признания за нанимателями права обращения в суд с требованием о признании права собственности на занимаемые жилые помещения в течение установленного для его реализации пресекательного срока.
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 02/2024 |
Страницы | 30-32 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2024-2-30-32 |
Актуальность вопроса о правовом режиме бывших ведомственных общежитий обусловлена как социально-экономическими факторами, в частности, социальной значимостью права на жилое помещение в публичном жилищном фонде, уязвимостью ряда категорий лиц, проживающих в такого рода жилых помещениях, так и недавними изменениями законодательства. Так, с лета 2021 г. вступила в силу новая редакция ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), существенным образом изменившая подход к регулированию связанных с бывшими общежитиями отношений. Важно отметить, что исходя из ст. 5 Вводного закона его положения имеют ретроспективный характер.
Согласно ст. 7 Вводного закона в ранее действующей редакции к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих помещений и даты их предоставления гражданам применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) о договоре социального найма. Данной нормой напрямую был установлен режим только переданных общежитий: лица, проживающие в них, приобретали статус нанимателей по договору социального найма и, соответственно, право на их бесплатную приватизацию. Подобная трансформация правового режима жилых помещений из фонда специализированного найма в фонд социального использования не ставилась в зависимость от решений и действий органов местного самоуправления и происходила в силу прямого указания закона.
Правовой режим бывших ведомственных общежитий, не переданных в муниципальную собственность, не был урегулирован, на наш взгляд, ввиду законодательного запрета на их появление. Так, в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан.