Дата публикации: 07.02.2024

Малоимущность и освобождение от платы за наем по договору социального найма: законодательство, доктрина и судебная практика

Аннотация

В работе обозначается проблема отсутствия надлежащего правового механизма, на основании которого обеспечивалась бы реализация права гражданина на освобождение от внесения платы за наем по договору социального найма. Демонстрируется, что ЖК РФ предусматривает существование единого порядка признания граждан малоимущими, при этом разграничивает цели и правовые последствия отнесения граждан к указанной категории. Постулируется, что порядок признания лиц малоимущими в целях постановки на учет существенным образом обременяет граждан, желающих быть признанными малоимущими в целях освобождения от платы за наем. Предлагаются способы решения указанной проблемы путем корректировок положений как федерального, так и регионального законодательства.




В Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ) термин «малоимущие» упоминается двенадцать раз в восьми статьях (ст. 12–14, 49, 52, 59, 91.3, 156). Анализ данных норм позволяет выделить несколько целей, которые определены жилищным законодательством, для признания граждан малоимущими. Основная цель – это предоставление жилого помещения по договору социального найма . Однако данную цель нельзя признать единственной. Так, в ст. 59 ЖК РФ относимость к категории «малоимущий» дает право претендовать на предоставление жилья на особых условиях (при освобождении комнаты в коммунальной квартире), а в ст. 91.3 невозможность отнесения лиц к малоимущим дает право на заключение договора найма в жилищном фонде социального использования. Еще одна важная цель признания граждан малоимущими – это освобождение таких лиц от внесения платы за наем по договору социального найма (ст. 156 ЖК РФ).

Как показывает практика, складывающаяся в регионах, применение ст. 156 ЖК РФ при кажущейся очевидности и простоте формулировки вызывает серьезные сложности, которые предопределены несколькими моментами. Во-первых, неоднозначностью в толковании норм жилищного законодательства по вопросу о порядке отнесения граждан к малоимущим с целью освобождения от платы за наем. Во-вторых, отсутствием процедуры освобождения от платы и лиц, ответственных за реализацию данного права. В-третьих, неинформированностью граждан о наличии подобного права. Так, аппаратом Уполномоченного по Иркутской области на основе анализа ответов муниципальных образований региона на соответствующий запрос было установлено, что из 9 городских округов и 28 муниципальных районов за 2021 г. в совокупности было освобождено от платы за наем только 13 человек, при том, что только в городе Иркутске количество граждан, признанных в установленном ЖК РФ порядке малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма, составляет 8279 человек (без учета членов семьи). Подобная печальная статистика свидетельствует о наличии серьезных проблем в практике реализации ст. 156 ЖК РФ.

Список литературы

1. Аверьянова М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации / М.И. Аверьянова // Административное и муниципальное право. 2017. № 6. С. 35–49.
2. Горохова С.С. О некоторых проблемах правоприменительной деятельности в сфере оказания государственной социальной помощи и поддержки малоимущим гражданам в России / С.С. Горохова // Юридические исследования. 2023. № 8. С. 64–83.
3. Кашанин А.В. Неопределенность права и усмотрение правоприменителя как ограничители использования централизованных методов регулирования / А.В. Кашанин // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 19–36.
4. Плехотко К.К. Проблемы правового регулирования признания граждан малоимущими для целей жилищного и социального обеспечения в Российской Федерации / К.К. Плехотко // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 11. С. 38–41.

Остальные статьи