Современные проблемы отечественной киноиндустрии
Аннотация
В статье исследуется кризисная ситуация, сложившаяся на рынке российского кинопроката на сегодняшний день. Автор проводит анализ кассовых сборов за последние несколько лет и выявляет предпочтения российского зрителя. В статье рассматриваются ключевые проблемы отечественной киноиндустрии и дается ряд рекомендаций по их решению.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист спешит на помощь № 01/2024 |
Страницы | 35-38 |
Сегодня кинотеатры России переживают кризисные времена. В связи с санкциями, введенными в 2022 г., такие крупные кинокомпании, как Universal Pictures, The Walt Disney Company, Sony Pictures, Paramount и Warner Bros, отказались от проката своих фильмов на российском рынке. Данное решение оказало негативное влияние на кассовые сборы кинотеатров страны.
Ниже приведен анализ кассовых сборов отечественных кинотеатров за последние несколько лет на основании вторичных данных, полученных при изучении публикаций таких новостных интернет-изданий, как «Российская газета», РБК, Forbes, а также отраслевого издания «Бюллетень Кинопрокатчика». Проанализированы зрительские предпочтения на основании информации, полученной в ходе исследования порталом Кино Mail.ru. При выявлении проблем российского кинематографа, а также разработке их решений, использовалась информация с официального сайта Фонда Кино, а также научные статьи «Журнала Новой экономической ассоциации», «Петербургского экономического журнала», журнала «Философия и культура».
Далее приведен анализ кассовых сборов российских кинотеатров с 2019 по 2023 г.
В 2021 г. до ухода зарубежных компаний кассовые сборы составили 40,7 млрд руб., что было на 78% больше по сравнению с 2020 г. Сборы в 2021 г. постепенно возвращались к допандемийным значениям, но пока не достигали их. Они были на 26% меньше по сравнению с показателем 2019 г. Стоит отметить, что доля фильмов российского производства в кассовых сборах составила только 25,5%.
В 2022 г. после ухода зарубежных компаний доля российского кино закономерно возросла. Наблюдалось увеличение показателя с 25,5% до 52%. Однако общие сборы рынка кинопроката резко снизились с прошлогодних значений до 23,7 млрд руб. Падение составило почти 42%. Поэтому в натуральном выражении рост сборов российского кино оказался незначительным: с 10,4 млрд руб. до 12,3 млрд руб. (табл. 1). Из-за сложившейся ситуации в течение 2022 г. количество кинотеатров сократилось более чем на 11%.