Дата публикации: 29.02.2024

Злоупотребление правом на закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы злоупотребления государственными заказчиками правом на осуществление закупок у единственного поставщика. Автором анализируются основные причины роста количества случаев использования таких закупок, а также связанные с ним негативные последствия, выраженные в снижении эффективности государственного контроля в сфере закупок и, как следствие, в снижении эффективности функционирования всей контрактной системы. В результате проведенного исследования автором предложены меры, направленные на нивелирование пробелов в законодательстве о закупках.




В Российской Федерации путем проведения закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется значительный объем финансовых ресурсов. В сферу закупок ежегодно вовлечены более 100 тыс. заказчиков и 400 тыс. поставщиков .

Значимость контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система) на современном этапе развития экономики Российской Федерации значительно возросла, так как через нее осуществляется непосредственное расходование большей части финансовых ресурсов государства, направляемых на различные общественные процессы, поддержание обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечение функционирования всех органов государственной власти.

На протяжении 11 лет функционирования контрактной системы общепризнанной системной проблемой, лидирующей по количеству упоминаний в профессиональной среде, является проблема злоупотребления заказчиками закупками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), выраженная как в превышении ограничения объемов таких закупок, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), так и в случаях необоснованного (неэффективного) применения данного метода определения поставщика.

Ни для кого не секрет, что Закон № 44-ФЗ не был стабильным по своему содержанию и с момента принятия регулярно претерпевает изменения. Вместе с тем планомерное усиление государственного контроля в сфере закупок в течение семи лет со дня вступления в силу данного закона буквально разбилось об изменения, принятые в последние годы.

Средний промежуток между внесениями изменений в указанный закон в период с 2013 по 2020 г. не превышал 1,5 месяца (с учетом принятых подзаконных актов и вовсе менее двух недель). Всего за это время было внесено более 80 изменений в Закон № 44-ФЗ и принято более 300 постановлений Правительства Российской Федерации. В настоящее время действует свыше 100 постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в развитие указанного закона, более половины которых изменялись три и более раз.

Список литературы

1. Гунба А.А. К вопросу об увеличении сроков давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе / А.А. Гунба // NB: Административное право и практика администрирования. 2019. № 1. С. 33–40.
2. Коробейникова Л.С. Анализ равномерности заключения договоров на закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика бюджетной организации / Л.С. Коробейникова // Вестник воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2020.
3. Котовщикова М.В. Особенности закупки товаров, работ, услуг государственным бюджетным учреждением у единственного поставщика / М.В. Котовщикова, Э.И. Амерханова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 3. № 4. С. 24–27.
4. Осипова Е.С. Институт государственных закупок у единственного поставщика / Е.С. Осипова, Ю.А. Демко // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2019. № 2 (12). С. 123–135.
5. Федотов Д.А. Анализ нарушений при осуществлении закупок у единственного поставщика на примере практики органов контроля в сфере закупок / Д.А. Федотов // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 1. С. 205–211.

Остальные статьи