Злоупотребление правом на закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы злоупотребления государственными заказчиками правом на осуществление закупок у единственного поставщика. Автором анализируются основные причины роста количества случаев использования таких закупок, а также связанные с ним негативные последствия, выраженные в снижении эффективности государственного контроля в сфере закупок и, как следствие, в снижении эффективности функционирования всей контрактной системы. В результате проведенного исследования автором предложены меры, направленные на нивелирование пробелов в законодательстве о закупках.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист спешит на помощь № 01/2024 |
Страницы | 27-30 |
В Российской Федерации путем проведения закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется значительный объем финансовых ресурсов. В сферу закупок ежегодно вовлечены более 100 тыс. заказчиков и 400 тыс. поставщиков .
Значимость контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система) на современном этапе развития экономики Российской Федерации значительно возросла, так как через нее осуществляется непосредственное расходование большей части финансовых ресурсов государства, направляемых на различные общественные процессы, поддержание обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечение функционирования всех органов государственной власти.
На протяжении 11 лет функционирования контрактной системы общепризнанной системной проблемой, лидирующей по количеству упоминаний в профессиональной среде, является проблема злоупотребления заказчиками закупками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), выраженная как в превышении ограничения объемов таких закупок, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), так и в случаях необоснованного (неэффективного) применения данного метода определения поставщика.
Ни для кого не секрет, что Закон № 44-ФЗ не был стабильным по своему содержанию и с момента принятия регулярно претерпевает изменения. Вместе с тем планомерное усиление государственного контроля в сфере закупок в течение семи лет со дня вступления в силу данного закона буквально разбилось об изменения, принятые в последние годы.
Средний промежуток между внесениями изменений в указанный закон в период с 2013 по 2020 г. не превышал 1,5 месяца (с учетом принятых подзаконных актов и вовсе менее двух недель). Всего за это время было внесено более 80 изменений в Закон № 44-ФЗ и принято более 300 постановлений Правительства Российской Федерации. В настоящее время действует свыше 100 постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в развитие указанного закона, более половины которых изменялись три и более раз.