Дата публикации: 15.02.2024

Нотариальное обеспечение доказательств в уголовном процессе: спорные моменты

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формами участия нотариуса в обеспечении доказательств, показано, что такие формы, рекомендуемые недавними Методическими рекомендациями Федеральной нотариальной палаты, как допрос свидетеля и назначение судебной экспертизы, в уголовном и административном процессе не предусмотрены ни УПК РФ, ни КоАП РФ и в принципе недопустимы.




Вопрос об участии нотариуса в процессуальных действиях с целью своевременной фиксации доказательств, которые в дальнейшем могут быть утрачены либо окажутся недоступными, представляется весьма актуальным, особенно в свете все более широкого использования электронных документов; однако участие нотариуса требует тщательного «сопряжения» российского процессуального законодательства и законодательства о нотариате, которое, используя хорошо определенные процессуальные термины (допрос, назначение судебной экспертизы и пр.), вкладывает в них при этом несколько иной смысл.

Ситуация усугубилась тем, что Федеральная нотариальная палата России подготовила методические рекомендации по обеспечению доказательств нотариусами (далее — МР), в которых видны попытки внедрения нотариального обеспечения уже не только в гражданское и арбитражное судопроизводство, но и в уголовный процесс, что не может не вызывать недоумения.

Не вызывает возражений тезис о том, что нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

Отмечено, что обеспечение доказательств нотариусом должно быть обусловлено риском их утраты, невозможностью или затруднительностью их исследования в заседании суда (ч. 1.1 и 1.2 ст. 1 МР), что может быть связано с такими обстоятельствами, как:

– риск повреждения или уничтожения доказательств (например, в отношении скоропортящихся продуктов или поврежденных технических устройств; электронных данных, хранящихся в сети Интернет; нарушений прав владельца или собственника имущества, в том числе неправомерного занятия земельного участка);


Остальные статьи