Понятие и классификация форм правового обеспечения налоговой безопасности государства
Аннотация
В статье предложена классификация форм правового обеспечения налоговой безопасности государства. Отмечается, что формы обеспечения налоговой безопасности, используемые каждым субъектом, определяются компетенцией этого субъекта. Потому важно наиболее полно отразить в административном и налоговом законодательстве, а также в подзаконных актах формы, доступные всем участвующим в этой деятельности органам публичной власти и содействующим им частным субъектам. Выделены правотворческая, правореализационная и правоохранительная формы обеспечения налоговой безопасности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 01/2024 |
Страницы | 39-44 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-1-39-44 |
Обеспечение налоговой безопасности государства направлено на защиту стратегических национальных приоритетов, ценностей и интересов. Налоговая безопасность государства является результатом противостояния конкретным угрозам, с одной стороны, и мерам, принимаемым государственными органами для их минимизации, с другой. Состав и интенсивность угроз налоговой безопасности постоянно меняются, а способы противодействия таким угрозам постоянно корректируются.
Обеспечение налоговой безопасности государства становится доступным для правового анализа постольку, поскольку оно проявляется в общественных отношениях в присущих ему формах.
В литературе отсутствует единообразное понимание содержания категории «формы обеспечения безопасности». Собственно экономическую безопасность именуют формой реализации экономической функции государства, хотя она является целью правового регулирования и реализации государственных функций в экономической сфере.
При выявлении признаков таких форм и их дефиниции в исследуемой сфере целесообразно опираться на выработанные правовой наукой определения форм обеспечения экономической безопасности как более общей категории. Р.Г. Халиуллин под последними понимает «способы внешнего выражения деятельности субъектов обеспечения, направленной на достижение целей обеспечения экономической безопасности России и решения соответствующих задач». Предложенная О.А. Челпаченко дефиниция формы обеспечения национальной безопасности как «возможности реализации управленческих функций и мероприятий практически во всех сферах и отраслях управления, а также во всех сферах государственной и общественной жизни» в большей степени описывает иную категорию — полномочия органов управления.