Дата публикации: 29.02.2024

Налоговые льготы научным и образовательным организациям как косвенные бюджетные субсидии

Аннотация

В статье предпринята попытка сопоставить механизмы государственной финансовой поддержки научных и образовательных организаций посредством прямого бюджетного субсидирования и косвенно через предоставление налоговых льгот. Автор пытается оценить указанные меры с точки зрения их экономической эффективности, востребованности, прозрачности и возможности государственного финансового контроля и выбрать наиболее подходящие. В работе используется российская научная литература, правоприменительная практика и данные бюджетной и налоговой статистики.




Развитие науки и образования прочно закрепилось в качестве национальной цели и стратегической задачи развития Российской Федерации на протяжении всех периодов стратегического планирования. В частности, Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 (ред. от 15.03.2021) утвердил Стратегию научно-технологического развития России и обозначил основные приоритеты и перспективы, выделил возможности, цели, задачи и угрозы. Важно отметить, что финансовое обеспечение реализации Стратегии предусмотрено не только за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, но и за счет частных инвестиций, размер которых к 2035 г. должен быть не меньше государственных. Позднее Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 21.07.2020) определены следующие цели и целевые показатели в сфере науки к 2024 г.:

1)        обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

2)        обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;

3)        опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.

В развитие данного Указа Президента РФ президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Паспорт национального проекта «Наука» (протокол от 24.12.2018 № 16), в котором цель № 3 — внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников — должна быть достигнута в 2023 г. в сумме не менее 1690,86 млрд руб., а в 2024 г. — не менее 1847,61 млрд руб.

Список литературы

1. Иванов А. Формирование реестра налоговых льгот: принципы и подходы / А. Иванов, Н.С. Милоголов, М.Р. Пинская // Налоги. 2019. № 1. С. 6–10.
2. Логинова Т.А. Налоговые расходы (налоговые льготы): проблемы налогов на имущество и НДС / Т.А. Логинова, Т.И. Семкина // Налоги. 2019. № 6. С. 27–33.
3. Майбуров И.А. Оценка налоговых расходов и эффективности налоговых льгот: методология решения задачи / И.А. Майбуров // Общество и экономика. 2013. № 4. С. 71–91.
4. Малинина Т.А. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика. Москва : ИЭПП, 2010. 210 с.
5. Пинская М.Р. Оценка эффективности налоговых льгот: анализ имеющихся подходов / М.Р. Пинская // Налоговая политика и практика. 2014. № 8 (140). С. 24–28.
6. Рябова Е.В. Концепция подхода к оценке эффективности налоговых льгот в Российской Федерации / Е.В. Рябова // Финансовое право. 2014. № 4. С. 36–40.
7. Тимофеев С.В. Налоговые льготы в Российской Федерации: проблемы и недостатки / С.В. Тимофеев // Налоги. 2023. № 2. С. 14–17.
8. Шевелева Н.А. Налоговая льгота как категория финансового права / Н.А. Шевелева, Т.Д. Братко // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2014. № 10. С. 63–80.

Остальные статьи