Некоторые особенности культуры миссионерской полемики начала ХХ века
Аннотация
Статья посвящена актуальному на начало ХХ в. вопросу — культуре ведения миссионерской полемики. Манифест от 17 апреля 1905 г., допускавший переход из православия в иные конфессии, открыл перед Русской православной церковью и российской государственной властью ряд проблем и заставил искать пути и новые методы миссионерской деятельности для удержания в своих рядах приверженцев православия и привлечения новых последователей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 01/2024 |
Страницы | 33-36 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2024-1-33-36 |
Одним из аспектов деятельности христианских церквей на протяжении всей истории их существования являлась миссионерская деятельность, т.е. практики привлечения в свои ряды новых последователей, поскольку утверждалось: «Благовестите о свете истинном, христианская миссия, это — сущность деятельности церкви». В дореволюционной России под миссионерством понималась, с одной стороны, деятельность, направленная на христианизацию неправославного населения, а с другой — деятельность, направленная на возвращение в лоно православия отпавших «сынов церкви» — сектантов и раскольников. Согласно Правилам об устройстве внутренней миссии, принятым в 1908 г., миссия понималась как «защита православной веры и Церкви от пропаганды инославия, раскола, сектантства и неверия, а равно и обращение в лоно Церкви последователей существующих лжеучений». Миссия подразделялась на внешнюю и внутреннюю. Внешняя миссия представляла собой проповедь, направленную на тех, кто находился вне христианства, т.е. язычников, магометан, иудеев. Внутренняя миссия была направлена на привлечение в ряды православия людей из раскола, сект, неправославного христианства: католичества и протестантизма, «охранение православных чад Церкви от совращения в указанные лжеучения, обличение неверия и борьбу с разными пороками общества».
Осуществлялась миссионерская деятельность тремя способами: самими верующими, приходскими священниками и лицами, специально посвятившими себя миссионерской деятельности. Если простым верующим пропаганда православного вероучения была доступна только на обыденном, бытовом уровне, то священнослужители осуществляли свою миссионерскую деятельность через проповеди и личные беседы с вероотступниками, зачастую вступая в непримиримые споры и полемику с раскольниками и сектантами. Специально подчеркивалось, что «миссионер должен разжечь в спящем народе страсть к познанию истины, воспламенить огонь Христовой любви и ревность по доме Божием».