Координация государственного управления и общественных движений в региональной культуроохранной деятельности
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления деятельности по сохранению культурного наследия и анализируется региональный опыт их реализации в регионах Сибири в контексте координации государственного управления и поддержки общественных инициатив региональной культуроохранной деятельности. Обозначен технологический алгоритм видов деятельности от выявления и учета объектов культурного наследия до их популяризации, в который входит: включение в культуроохранную деятельность, ее проектирование и реализация, цивилизационное культурное использование, не наносящее ущерб памятникам. Выявлены шесть видов координации: тройная коллаборация, статусно-консультативная, проектно-обязательская, реализующая, адаптационная координация и научно-популяризаторская.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 01/2024 |
Страницы | 27-32 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2024-1-27-32 |
Сохранение объекта культурного наследия с точки зрения федерального законодательства предполагает «меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ».
Координация культуроохранной деятельности активно изучается современными учеными в аспектах законодательной базы, актуальных стратегий в области охраны культурного наследия (Е.Ю. Перова, Т.Е. Сиволап). Особое внимание уделяется основным теоретическим подходам к понятийному анализу культуроохранной деятельности (Н.В. Медведева, А.С. Стоналова). Д.А. Едакиной и Э.И. Черняком предпринят уникальный опыт типологической классификации отечественного архитектурного наследия. Интересен опыт исследования соцгорода М.С. Нагорной и Е.И. Петуховой, а также — анализа зон охраны объектов культурного наследия в современном законодательстве, предложенный С.Г. Артамоновым.
В исследовании использовалась методика сравнительного и системного анализа деятельности Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (далее — ВООПИиК). Рассмотрим виды и направления деятельности по сохранению культурного наследия ВООПИиК и консультативным и общественным советом по культурному наследию Министерства культуры Омской области. Нами выявлено шесть следующих направлений деятельности по сохранению культурного наследия, выполнение которых разделено между Омским отделением ВООПИиК, консультативным и общественным советом по культурному наследию Министерства культуры Омской области. Они представляют собой технологический алгоритм видов деятельности от выявления и учета объектов культурного наследия до ее популяризации. Сюда входит включение в культуроохранную деятельность, ее проектирование и реализация, цивилизационное культурное использование, не наносящее ущерб памятникам. Особое направление составляет популяризация объектов культурного наследия (см. табл. 1).