Дата публикации: 29.02.2024

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия

Аннотация

В данной статье автор рассматривает вопросы надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия органами прокуратуры. Обращает внимание на судебную практику, которая сложилась в нашей стране в вопросе сохранения объектов культурного наследия. В заключение делает вывод о том, что деятельность органов российской прокуратуры крайне важна и необходима, поскольку она способствует сбережению отечественных объектов культурного наследия.




На современном этапе в нашей стране разработаны и реализуются различные меры, направленные на сохранение, использование, охрану и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Культурное наследие народов России представляет собой объединение лучших достижений их самобытных национальных культур. Поэтому сохранение культурного наследия способствует сплочению нации и народов России, является средством объединения в периоды кризисов. Осознавая значимость и уникальность памятников истории и культуры, органы прокуратуры активно участвуют в обеспечении законности в области охраны объектов культурного наследия.

Прокурорские работники регулярно проводят проверки, выявляют нарушения законодательства, активно принимают меры к устранению нарушений и причин их совершения. Обращаясь в суд, прокуроры действуют в интересах неопределенного круга лиц. Так, прокурор обратился в суд с иском к обществу, в котором просил обязать ответчика выполнить ремонтные работы фасада объекта «Усадьба Шапулиных-Сорокиных, флигель восточный, первая четверть XIX века». Здание усадьбы отнесено к выявленным объектам культурного наследия и подлежало охране в таком качестве согласно положениям Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В результате рассмотрения спора суд возложил на ответчика как на собственника данного объекта обязанность по проведению в отношении него ремонтных работ.

Прокурорский надзор акцентирует внимание на соблюдении конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также исполнять действующие на территории России законы в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия органами исполнительной власти. С этой целью, например, в июне 2020 г. прокурор Волосовского района Ленинградской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Бегуницкое сельское поселение» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта культурного наследия «Усадьба Врангеля «Терпилицы» (Раскулицы) 1867 года». В результате суд обязал администрацию принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества данный объект культурного наследия в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Список литературы

1. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия / В.Г. Бессарабов, Т.В. Ашиткова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 364–371.
2. Джамбатов А.А. Гражданско-правовой режим объектов культурного наследия : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.А. Джамбатов. Краснодар, 2005. 28 с.

Остальные статьи