Дата публикации: 29.02.2024

Организации и учреждения культуры, физической культуры и спорта как объекты общественного контроля

Аннотация

Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу организаций и учреждений культуры, физической культуры и спорта как объектов общественного контроля. В работе обосновывается роль и место института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты как конституционных принципов (прежде всего, народовластия и участия граждан России в управлении делами государства), так и всей системы конституционных прав и свобод человека и гражданина. В статье анализируется место и роль организаций и учреждений культуры, физической культуры и спорта в системе объектов общественного контроля. Целью научного исследования выступает не только формализация и анализ основных проблем, препятствующих организации и осуществлению мероприятий общественного контроля в отношении организаций и учреждений культуры, физической культуры и спорта, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.




Вопросы, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля в сфере культуры, физической культуры и спорта, широко исследуются в работах Ж.Т. Бекетова, Н.Б. Серовой, Н.А. Фудина и некоторых иных авторов. При этом важное значение принимают работы Т.А. Мерцаловой, Е.Г. Петренко, а также ряда других ученых, посвященные анализу участия гражданского общества в оценке эффективности и результативности деятельности учреждений и организаций в вышеназванных сферах деятельности. Однако доля научных работ, затрагивающих проблематику организации и проведения мероприятий общественного контроля в отношении учреждений и организаций культуры, физической культуры и спорта, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только формализация и анализ вышеназванных проблем, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.

Сохранение и развитие российского общества и государства в условиях возрастания международной политической нестабильности, а также внешних угроз национальной безопасности России предполагают проведение широкомасштабных мероприятий по укреплению системы публичного управления, опирающейся на поддержку многонационального народа России, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в стране, реализующим свои властные полномочия через сложную систему прямых и опосредованных форм народовластия. При этом система конституционных принципов (прежде всего – народовластия и участия граждан России в управлении делами государства), а также система конституционных прав и свобод человека и гражданина в стране нуждаются в юридических гарантиях, обеспечивающих их в своей совокупности, взаимозависимости и взаимообусловленности. Данная система представлена, в частности: конституционным запретом под угрозой привлечения к правовой ответственности осуществлять захват власти и узурпацию властных полномочий; механизмом сдержек и противовесов в аппарате публичной власти, благодаря которому минимизируются риски незаконного присвоения и удержания полномочий; органами конституционного контроля и надзора, важнейшими из которых выступают Президент Российской Федерации (как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина), а также Конституционный Суд Российской Федерации (являющийся после упразднения института конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации единственным органом конституционного правосудия в стране); различными институтами гражданского общества, важнейшим из которых выступает общественный контроль, посредством которого граждане России и общественные объединения (иные негосударственные некоммерческие организации) имеют возможность участвовать в контроле за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, а также иных органов и организаций, реализующих на основании федеральных законов отдельные публичные полномочия.

Список литературы

1. Бекетов Ж.Т. Общественный контроль в сфере физической культуры и спорта / Ж.Т. Бекетов // Научная перспектива. 2013. № 4. С. 47–48.
2. Гончаров В.В. Институт общественного контроля как гарантия реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации / В.В. Гончаров, А.Д. Малютин, Л.А. Спектор, Е.Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221)
3. Гончаров В.В. О необходимости формализации в российском законодательстве системы общественного контроля: конституционно-правовой анализ / В.В. Гончаров, М.А. Поркашян, Л.А. Спектор, Е.Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221).
4. Гончаров В.В. О проблемах и перспективах развития информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации / В.В. Гончаров, С.М. Максимова, Е.Г. Петренко, С.Ю. Поярков // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1 (217). С. 76–79.
5. Мерцалова Т.А. Независимая оценка школы: зона особого внимания общественности / Т.А. Мерцалова // Народное образование. 2015. № 4 (1447). С. 54–61.
6. Петренко Е.Г. О необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации / Е.Г. Петренко, В.В. Гончаров, А.В. Чешин [и др.] // Право и государство: теория и практика. 20
7. Серова Н.Б. Опыт организации и проведения независимой оценки качества работы спортивных учреждений / Н.Б. Серова, Л.Н. Фитина, Т.К. Хозяинова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 11 (83). С. 55.
8. Фудин Н.А. О работе комиссии по медико-биологическим проблемам физической культуры и спорта высших достижений Общественного совета при министерстве спорта России / Н.А. Фудин // Спортивная медицина: наука и практика. 2014. № 2. С. 87–88.

Остальные статьи