Дата публикации: 29.02.2024

Правовое регулирование отношений в области культуры как фактор реинтеграции Крымского полуострова в состав России

Аннотация

Настоящее исследование посвящено вопросам, связанным с юридическими предпосылками реинтеграции населения Крымского полуострова в состав России. Законодательство Украины, несмотря на существенную схожесть с отечественным правовым регулированием, имеет нормы, способствующие тому, чтобы люди, которым ближе русский мир, во все большей степени склонялись к тому, чтобы все больше не находиться под юрисдикцией указанного государства. Под реинтеграцией в данной статье понимается возвращение территории в социогуманитарное поле той страны, в которой она находилась ранее.




Вопросы реинтеграции Крымского полуострова в состав России продолжают оставаться дискуссионными по ряду причин и политических позиций отдельных функционеров международного уровня и даже государств. Для того, чтобы зафиксировать стабильность отечественной позиции относительно недопустимости отчуждения территории, в том числе города Севастополя и Республики Крым, были внесены соответствующие поправки в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. В частности, речь идет о высказываниях, позициях или принятии конкретных активных действий, направленных на отчуждение соответствующей территории. Такие акты противоречат интересам российского государства и потому запрещены законом. Законодатель таким образом ограничивает свободу выражения мнения отдельной личности, но во благо многонационального народа России.

Применительно к рассматриваемым двум субъектам Российской Федерации фактически отсутствуют проблемы в рассмотренном контексте, поскольку ментально и культурно жители соответствующих территорий разделяют те ценности, которые имеют место в России. Усиливает такой эффект отечественное законодательство и нормативное правовое регулирование Украины, что будет обстоятельно показано далее.

С первых строк ст. 3 Закона Украины от 14 декабря 2010 г. № 2778-VI «О культуре» (далее – Закон Украины о культуре) урегулировано, что данная сфера общественных отношений является одним из основных факторов самобытности украинского народа, в качестве которого понимаются граждане этой страны вне зависимости от национальной принадлежности. Хотя на основании ст. 11 Конституции Украины отмечается приоритет украинской нации относительно всех других вне зависимости от гражданства.

Список литературы

1. Абашева Е.А. Запрет русского языка как мера государственного ограничения прав и свобод русскоязычного населения Украины / Е.А. Абашева, И.И. Гуляев // Право и практика. 2023. № 1. С. 16–22. DOI: 10.24412/2411-2275-2023-1-16-22.
2. Гуторова А.Н. Народное доверие в конституционной системе представительной демократии: природа депутатского мандата и статус современного депутата : монография / А.Н. Гуторова. Курск : ЮЗГУ, 2021. 246 с.
3. Журба Е.А. Поддержка и продвижение русского языка за рубежом: современные проблемы языковой геополитики в Украине / Е.А. Журба // Сохранение и популяризация русского языка и русской культуры в России и за рубежом : материалы Всероссийской научно-практичес
4. Кабышев В.Т. Интеграция Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию: конституционно-правовой дискурс / В.Т. Кабышев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 1 (114). С. 92–96.
5. Корякин К.Д. Языковая политика в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование и практика / К.Д. Корякин // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 7–12.
6. Черевко Т.С. Интернет-СМИ России на языках этнических групп / Т.С. Черевко, А.А. Гладкова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 5. С. 56–72.

Остальные статьи