Дата публикации: 29.02.2024

Современное состояние и проблемы предупреждения насильственных преступлений, совершаемых с применением оружия обучающимися (выпускниками) в образовательных организациях

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся предупреждения насильственных преступлений, совершаемых с применением оружия обучающимися (выпускниками) в образовательных организациях. Автор обращает внимание на рост тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними, который отмечался в 2022–2023 гг. Данная тенденция напрямую связана с ростом насилия в образовательной среде, в том числе насилия, сопряженного с применением оружия. В этой связи видится актуальным рассмотрение вопросов, посвященных предупреждению насильственных преступлений, совершаемых обучающимися в школах, лицеях, гимназиях, институтах и др. По мнению автора, ключевое значение в предупреждении насильственных преступлений играют семья, образовательная организация, в которой обучается лицо, а также правоохранительные органы в лице органов внутренних дел. Проведенное исследование показало, что современную систему предупреждения насильственной преступности нельзя назвать совершенной, и в первую очередь это связано со следующим: кадровой нехваткой структурных подразделений органов внутренних дел (в частности, инспекторов по делам несовершеннолетних); снижением уровня профессиональных компетенций сотрудников образовательных организаций; неблагоприятной обстановкой в семьях, где воспитываются обучающиеся; и другими причинами.




Современное общество находится в состоянии постоянной изменчивости. Вместе с ним меняется преступность, в том числе ее насильственная часть. Еще несколько лет назад, говоря о насилии в школе, профессиональных училищах и колледжах, можно было представить кулачные стычки, последствиями которых были ссадины, синяки, а порой и сломанный нос. Конфликт выступал некой формой социализации внутри образовательного мира, показывал, какое место подросток занимает в школьной иерархии. В целом все жили по правилу «драться можно, калечить нельзя». Кроме того, большая часть стычек между обучающимися совершалась за пределами образовательной организации, чтобы никто из взрослых не знал.  

Сегодня насилие в школах поменяло свой вектор направленности. И то, что было свойственно для подросткового насилия еще 20 лет назад, постепенно поддалось трансформационным процессам.

Анализ официальных статистических данных показал следующее: удельный вес преступлений, совершаемых категорией несовершеннолетних, в общей структуре ежегодно составляет приблизительно 4 % от общего числа совершаемых преступлений, что при переводе в числовые показатели является весьма существенным для статистики.

В свою очередь, в 2012 г. было осуждено 35 775 учащихся и студентов, в 2013 г. — 32 863, в 2014 г. — 27 073, в 2015 г. — 26 149, в 2016 г. — 25 979, в 2017 г. — 22 871, в 2018 г. — 21 011, в 2019 г. — 18 350, в 2020 г. — 14 913, в 2021 г. — 15 036, в 2022 г. — 14 622. Можно предположить, что положительная динамика свидетельствует об эффективности реализуемой в стране государственной политики в области детства и молодежи, а также о том, что сотрудники органов внутренних дел постоянно совершенствуют формы и методы профилактической работы с подростками и молодежью. Однако не стоит забывать о том, что еще 15 лет назад С.Я. Лебедев писал о том, что реальные показатели преступности соотносятся как 1 к 20.

Список литературы

1. Орлова Ю.Р. Актуальные вопросы организации органами внутренних дел предупреждения насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними в образовательных учреждениях / Ю.Р. Орлова // Криминологический журнал. 2020. № 1. С. 43–46.
2. Плотникова П. МВД сообщило о предотвращении половины из 70 нападений на школы и вузы / Л. Плотникова // Интерфакс. 2022. 14 февраля.
3. Смоленцев К. Дети-убийцы. В России резко выросло число тяжких преступлений, которые творят несовершеннолетние / К. Смоленцев // 66.RU. 2023. 13 июля.

Остальные статьи