Отстранение законного представителя несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства
Аннотация
Рассматриваются причины отстранения законного представителя несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства от участия в уголовном деле, приводятся примеры из практики. Установлено, что четкого основания для отстранения законного представителя несовершеннолетнего не прописано, в связи с чем правоприменитель может трактовать его по-разному, в силу своего субъективного отношения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 01/2024 |
Страницы | 7-11 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-1-7-11 |
Независимо от процессуального статуса у любого несовершеннолетнего участника должен быть законный представитель.
Понятие законного представителя содержится в п. 12 ст. 5 УПК РФ. Таким образом, перечень лиц, которые могут выступать в роли законного представителя, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Впрочем, вопросы о расширении перечня лиц, на которых могут быть возложены права и обязанности по представлению несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве, постоянно обсуждаются на дискуссионных площадках.
Лицо не становится законным представителем несовершеннолетнего участника процесса автоматически. Следователю, дознавателю или судье необходимо соблюсти определенную процедуру по введению лица в статус участника, а именно вынести соответствующее постановление. Начало действий зависит от стадии уголовного процесса и положения представляемого несовершеннолетнего. Исключительно с момента издания соответствующего процессуального акта представитель допускается к участию в уголовном процессе. Впоследствии с названным постановлением знакомится участник уголовного судопроизводства, которому разъясняются его права и обязанности, о чем делаются соответствующие подписи в процессуальных документах.
В уголовном процессе законные представители несовершеннолетних лиц выполняют двойную функцию.
Во-первых, на них возложена обязанность по защите прав и свобод несовершеннолетних лиц. Поэтому у законных представителей несовершеннолетнего имеется стимул максимально качественно осуществлять свои обязанности по представлению интересов несовершеннолетнего лица.