Конвалидация индивидуальных правовых актов органов публичной власти
Аннотация
В статье автором разработан концепт конвалидации индивидуальных правовых актов органов публичной власти. Рассматриваются основные способы конвалидации индивидуальных правовых актов органов публичной власти: признание пропущенным срока на обращение в суд; признание нарушений компетенции органа публичной власти по принятию индивидуального правового акта не влекущими незаконность индивидуального правового акта; признание нарушений процедуры принятия индивидуального правового акта не существенными и не влияющими на законность акта; устранение несущественных технических и арифметических дефектов индивидуального правового акта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 01/2024 |
Страницы | 57-60 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2024-1-57-60 |
Объективно-юридическими результатами деятельности органов публичной власти всех уровней и их должностных лиц в сфере регулирования общественных отношений являются принимаемые ими нормативные и ненормативные (индивидуальные) правовые акты.
Вид правового акта органа публичной власти (нормативный или ненормативный) зависит от регулируемого отношения, природа которого обусловливает его упорядочивание либо посредством общих правил, которые распространяют свое действие на все случаи аналогичного характера и которым должны подчиняться все лица, попавшие в урегулированную типичную ситуацию, либо посредством разовых, персонифицированных регулирующих инструментов.
В.В. Ершов отмечает, что индивидуальное регулирование является одним из возможных способов саморегуляции, присущих всем социальным системам, в частности праву; объективная необходимость индивидуального регулирования обусловлена абстрактным характером основополагающих и (или) специальных норм и принципов права, а также их относительной определенностью.
Р.Б. Головкин выявляет следующие общие признаки ненормативных актов: нестандартность регламентирующего воздействия, проявляющуюся в том, что ненормативные проявления нельзя «подогнать» под шаблоны, заключить в какие-либо рамки, поэтому они столь разноплановы; индивидуальность, связанная с регулятором либо с проявлением его действия; ситуативность, раскрывающаяся в зависимости от времени действия регулятора, от изменений социальной, политической и экономической, культурной ситуации.