Дата публикации: 18.01.2024

Нарушение некоторых принципов жилищного права в отношениях по проведению капитального ремонта жилых домов, относящихся к объектам культурного наследия

Аннотация

В статье рассматривается тема, касающаяся нарушения принципов жилищного права. Анализ нормативных актов и судебной практики, регулирующих капитальный ремонт исторически значимых жилых домов в субъектах Российской Федерации, позволил определить реализуемые в указанных выше правоотношениях принципы жилищного права; выявить правоотношения, в которых эти принципы жилищного права нарушены; и предложить новые правовые нормы, решающие возникающие правовые коллизии.




Правовое регулирование капитального ремонта многоквартирных жилых домов (далее — МКД), отнесенных к объектам культурного наследия (далее — ОКН), регулируются одним нормативным актом — Федеральным законом № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — ФЗ № 73).

На доктринальном уровне вопросы капитального ремонта ОКН и соблюдения при этом принципов жилищного права остаются дискуссионными. Исследователи данного вопроса в большей степени обращают внимание на причинение жильцам таких домов неудобств, вызванных реализацией отношений по капитальному ремонту, нежели на нарушение принципов жилищных прав. Так, И. Зельберова, Е. Томашук и В. Бобкина отмечают, что «…важно, чтобы капитальные ремонты и реставрация не доставляли неудобств собственникам жилых помещений».

Понятие капитального ремонта жилых помещений ОКН в законодательстве отсутствует. В ЖК РФ определен лишь перечень работ, которые могут быть отнесены к капитальному ремонту, на практике это порождает много проблем.

Остановимся на практике судов г. Оренбурга по делам о ремонте жилых домов, отнесенных к объектам культурного наследия. Так, в 2021 г. необходимо было провести капитальный ремонт крыш и фасадов домов по ул. Б. Хмельницкого. Жители МКД обратились в свою управляющую компанию о привлечении накопленных средств для ремонта. Данные дома были внесены в реестр как объекты культурного наследия еще в 2008 г. Признание многоквартирных домов ОКН означает, что проведение капитального ремонта должно проводиться согласно требованиям ФЗ № 73, что с одной стороны, позволяет Фонду модернизации ЖКХ привлечь средства, выделяемые из бюджета, а не только со счета собственников на проведение капитального ремонта, а с другой стороны, наделяет собственников большой ответственностью. Так, в ходе проведения работ в  2021 г. со стороны Фонда модернизации ЖКХ и Инспекции по охране ОКН к собственникам были предъявлены требования о демонтаже остеклений лоджий и балконов, демонтаже блоков систем кондиционирования, а финансирование ремонта (демонтажа) из бюджета произведено не было, в связи с чем и возник спор.

Список литературы

1. Висягина С.А. Требования к проведению ремонтов фасадов объектов культурного наследия / С.А. Висягина // Научный журнал молодых ученых. 2019. № 3 (16). С. 33–36.
2. Збрицкий А.А. Обоснование целесообразности реконструкции жилых домов старой постройки / А.А. Збрицкий, А.В. Кротов, К.Д. Горбан [и др.] // Экономика строительства. 2019. № 6 (60). С. 5–12.
3. Зильберова И.Ю. Формирование эффективной организационно-технической структуры реализации целевых программ / И.Ю. Зильберова, Е.А. Томашук, В.А. Бобкина // Инженерный вестник Дона. 2020. № 2 (62). С. 29.
4. Кузина С.В. Новеллы законодательства в области охраны памятников истории и культуры / С.В. Кузина // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2017. № 4 (117). С. 135–140.
5. Лужина А.Н. Новеллы гражданского законодательства в сфере недвижимого имущества / А.Н. Лужина // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2023. № 1. С. 186–199.
6. Чурилова К.В. Законодательство Российской Федерации в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия / К.В. Чурилова // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2019. № 25. С. 372–378.

Остальные статьи