Чеки как предмет контрабанды денежных инструментов
Аннотация
Российская Федерация является участником Таможенного союза, деятельность которого направлена на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов его членов. В контексте указанного союза между участниками создаются условия для углубления экономической интеграции, развития сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечения свободного движения товаров, услуг и капитала, повышения роли национальных валют во внешнеторговых операциях и проведения согласованной валютной политики. Следовательно, в рамках установленных договорных отношений соблюдение требований валютного контроля и валютного регулирования способствует выработке эффективных способов воздействия на общественные отношения, складывающиеся по поводу движения капитала. Вместе с тем данные статистики подтверждают устойчивость высоких показателей сумм ущерба от контрабанды денежных средств и (или) денежных инструментов. Причины таких показателей усматриваются в проблемах, возникающих при толковании отличительных признаков рассматриваемого преступления, прежде всего предмета. Статья посвящена рассмотрению дорожных чеков и чеков (банковских чеков) как предмета контрабанды денежных инструментов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 02/2024 |
Страницы | 48-53 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-2-48-53 |
В статье 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) установлена ответственность за незаконное перемещение денежных инструментов. Вместе с тем содержание указанного уголовно-правового запрета и его толкование в ходе квалификации не соответствуют должному уровню качества , способного обеспечить эффективность и своевременность противодействия контрабанде с учетом концепта экономического анализа права.
Согласно сведениям, представленным на официальном портале Федеральной таможенной службы Российской Федерации , в 2020 г. по ст. 200.1 УК РФ было возбуждено 72 уголовных дела. При этом пресечены факты незаконного перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на общую сумму 3 млрд рублей. Для сравнения, в 1-м квартале 2021 г. сумма незаконного перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов составила 1,3 млрд рублей, при этом было возбуждено только 25 уголовных дел. В январе — сентябре 2022 г., несмотря на то что было возбуждено 80 уголовных дел, общая сумма ущерба составила 435,3 млн рублей.
Анализ сущностных характеристик денежных инструментов как предмета анализируемого преступления позволяет выделить их следующие общие свойства. Во–первых, денежный инструмент должен иметь материальное выражение (форму). Данному критерию соответствуют такие денежные инструменты, как дорожные чеки, векселя, чеки (в том числе банковские), документарные ценные бумаги (подп. 8 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС ), которые, по сути, являются документарной альтернативой наличных денег и оформляются в форме специального документа в широком смысле. Во–вторых, денежные инструменты должны находиться в платежном обороте государств — членов Таможенного союза ЕАЭС или иных государств (групп государств) и могут быть при необходимости обналичены лицом после пересечения им границы без каких–либо особых затруднений. Вместе с тем в доктрине обращается внимание на трудность идентификации чеков как денежных инструментов на практике.