К вопросу о необходимости расширения процессуальных прав лица, привлекаемого к участию в уголовном деле соучастника преступления
Аннотация
В статье автор обращается к правовому статусу лица, привлекаемого к участию в уголовном деле соучастника преступления, высказывает точку зрения о несоответствии объема процессуальных прав такого лица его фактическому положению в уголовном деле, в связи с чем вносит предложения о наделении его отдельными процессуальными правами обвиняемого. Обосновывается необходимость оперативного пересмотра приговоров, постановленных в порядке гл. 40.1 УПК РФ, в случаях, когда по результатам рассмотрения уголовного дела в отношении соучастников, совершивших преступление совместно с лицом, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, судом установлены фактические обстоятельства, указывающие на наличие оснований для квалификации действий указанных лиц как менее тяжкого преступления.
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 02/2024 |
Страницы | 15-19 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-2-15-19 |
В минувшем году в нашей стране отмечалось 30-летие Конституции, закрепившей своей целью становление и развитие идеи о высшей ценности человека, его правах и свободах, их приоритете над интересами государства.
Конституционная цель защиты прав и свобод человека и гражданина достигается в уголовном судопроизводстве через последовательную реализацию его принципов, превалирование фактического положения лица над его формально определенным статусом.
Общее состояние и результативность обеспечения прав личности в уголовном процессе в значительной степени зависят от того, насколько указанные права обеспечиваются при расследовании преступлений.
Как отмечали Т.Г. Николаева и Н.А. Данилова, реализация правоохранительной функции государства по обеспечению надлежащего уровня защиты прав и свобод человека и гражданина сопряжена с рядом весьма существенных обстоятельств, к которым относили решение триединой задачи: защиты прав и свобод потерпевшего, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; защиты прав и свобод иных лиц, в силу сложившейся ситуации попавших в орбиту уголовной юрисдикции, а также с недостаточно четкой определенностью правового положения указанных лиц в уголовном процессе, что является одной из основных причин ущемления их прав и законных интересов.
В условиях состязательности отечественного уголовного процесса, формирования тактики уголовного преследования, прежде всего по уголовным делам о групповых преступлениях, основанной на стремлении вовлечь в орбиту борьбы с преступностью соучастников преступлений, а равно профессиональной защиты от подобного активного воздействия со стороны государства, на первый план выходит исследование эффективности существующего механизма защиты прав и свобод такого участника.