Международно-правовые аспекты действий по ограничению и контролю торгового мореплавания в условиях специальной военной операции
Аннотация
С целью выявления отличий в содержании действий по ограничению и контролю торгового мореплавания в условиях специальной военной операции, автором проведен сравнительно-правовой анализ на примере Черноморской зерновой инициативы и ранее исследованных правовых форм указанных действий («рейдерство (крейсерство)» и «санкционная изоляция»). На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о становлении в настоящих условиях смешанной формы исследуемых общественных отношений, свидетельствующих об их диалектическом развитии в условиях специальной (военной) операции и характеризующейся наличием как аналогичных по своему содержанию критериальных элементов таких действий уже существующих правовых форм, так и присущих исключительно новому образованию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 01/2024 |
Страницы | 10-14 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2024-1-10-14 |
Одним из приоритетных направлений морской деятельности суверенного государства в условиях усиления межгосударственных противоречий и повышения интенсивности освоения Мирового океана выступает необходимость гарантированного обеспечения и защиты морских коммуникаций, предусматривающих в том числе легитимные действия по контролю и ограничению торгового мореплавания в различных правовых режимах, направленные на ослабление экономической мощи противника и являющиеся законной целью ведения морской войны.
Указанное направление деятельности, предусматривающее «обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане» и «стабильное функционирование жизненно важных морских (океанских) коммуникаций» также получило свое закрепление в подп 7, 10 п. 9 Морской доктрины Российской Федерации в числе иных национальных интересов России в Мировом океане.
Вместе с тем легитимные принудительные действия в отношении торговых судов в различных условиях правового режима (военное или мирное время, вне вооруженного конфликта) предусматривают, соответственно, и различие в полномочиях, предоставляемых субъектам международного права в рамках правовых форм таких действий.