Дата публикации: 29.02.2024

К вопросу о разграничении контрмер и реторсий в современном международном праве

Аннотация

В настоящее время государства все чаще действуют в обход установленной системы Совета Безопасности ООН, обращаются к использованию индивидуальных, в том числе групповых ограничительных мер в отношении других государств с целью побудить их действовать определенным, приемлемым для вводящего ограничения, образом. Статья посвящена исследованию ответных мер, принимаемых государством — объектом ограничительных мер. На основе анализа положений Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, международных договоров, а также практики введения ограничительных мер и ответных мер отдельными государствами были сформулированы следующие выводы. Для правильной квалификации действий государства — объекта ограничительных мер, необходимо определить характер, содержание и правовую природу ограничительных мер, ответом на которые стали действия данного государства. В зависимости от правомерности ограничительных мер ответные меры будут представлять собой либо контрмеры, либо реторсии. Общим для них является их непременно ответный характер, который делает данные меры законными.




В сентябре 2023 г. на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был представлен доклад Специального докладчика А. Духан о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека, подготовленный в соответствии с Резолюцией ГА ООН 77/214 и резолюциями Совета по правам человека 27/21 и 45/5. Несмотря на то, что доклад подготовлен по вопросам защиты прав человека, его вклад в развитие права международной ответственности также значителен. Важным выводом, который докладчик делает по результатам проведенного ею исследования, явилось то, что односторонние санкции и чрезмерно педантичное их соблюдение препятствуют осуществлению резолюций Совета Безопасности ООН по гуманитарным вопросам. В связи с чем в Резолюции государствам и региональным организациям была дана рекомендация пересмотреть меры, принимаемые без одобрения или в обход санкции Совета Безопасности ООН, а также отказаться от мер, не соответствующих критериям реторсий или контрмер в полном их соответствии стандартам права международной ответственности, как представляющим собой односторонние принудительные меры. Гуманитарные соображения всегда должны приниматься во внимание государствами при принятии решения о введении и применении односторонних мер, включая контрмеры (гуманитарная предосторожность)4. В связи с этим вопрос о законности применения государствами контрмер и реторсий при различных обстоятельствах не утрачивает своей актуальности.

В настоящее время в вопросах международно-правовой ответственности государства, не получившие поддержку международных организаций в квалификации деяния иного государства как международно-противоправного, все чаще действуют самостоятельно, путем обращения к использованию различных ограничительных мер с целью понуждения данного государства (государства — объекта ограничительных мер) действовать определенным, приемлемым для вводящего ограничения, образом.

Список литературы

1. Глотова С.В. Практика ограничения иммунитета государства контрмерами в современном международном праве / С.В. Глотова, О.Н. Евдокимова // Московский журнал международного права. 2017. № 4 (108). С. 70–81.
2. Кононова К.О. «Коллективные контрмеры»: к вопросу о правомерности их существования и векторе развития в международном праве XXI века / К.О. Кононова // Международное публичное и частное право. 2010. № 6. С. 13–16.
3. Лукашук И.И. Кодификация права международной ответственности / И.И. Лукашук // Московский журнал международного права. 2002. № 3. С. 3–15.
4. Лукашук И.И. Право международной ответственности / И.И. Лукашук. Москва : Волтерс Клувер, 2004. 432 c.
5. Лякин А.Н. Санкции и контрсанкции: использование политических инструментов для реализации экономических целей / А.Н. Лякин, М.И. Рогов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 8 (353). С. 1396–1414.
6. Охотский Е.В. Государство в тисках санкционных ограничений: политико-правовые аспекты, механизмы противодействия / Е.В. Охотский, С.Г. Камолов // Право и государство. 2019. № 4 (85). С. 108–121.
7. Рогов М.И. Международные экономические санкции: анализ кейса с Россией в 2014 году / М.И. Рогов // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2016. Т. 7. № 2. С. 133–157.
8. Томилова И.И. Санкции в международном праве: терминологические и типологические подходы / И.И. Томилова, О.В. Шестакова // Международное публичное и частное право. 2017. № 3. С. 18–22.
9. Черниченко С.В. Контуры международного права. Общие вопросы / С.В. Черниченко. Москва : Научная книга, 2014. 592 с.
10. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 томах. Т. 1. Современные теоретические проблемы / С.В. Черниченко. Москва : НИМП, 1999. 336 с.
11. Lefeber R. Frontiers of International Law: Counteracting the Exercise of Extraterritorial Jurisdiction / R. Lefeber // Leiden Journal of International Law. Vol. 10. Iss. 1. 1997. P. 1–7.
12. Longobardo M. State Immunity and Judicial Countermeasures // European Journal of International Law. 2021. Vol. 32. Iss. 2. P. 457–484.

Остальные статьи