К вопросу о разграничении контрмер и реторсий в современном международном праве
Аннотация
В настоящее время государства все чаще действуют в обход установленной системы Совета Безопасности ООН, обращаются к использованию индивидуальных, в том числе групповых ограничительных мер в отношении других государств с целью побудить их действовать определенным, приемлемым для вводящего ограничения, образом. Статья посвящена исследованию ответных мер, принимаемых государством — объектом ограничительных мер. На основе анализа положений Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, международных договоров, а также практики введения ограничительных мер и ответных мер отдельными государствами были сформулированы следующие выводы. Для правильной квалификации действий государства — объекта ограничительных мер, необходимо определить характер, содержание и правовую природу ограничительных мер, ответом на которые стали действия данного государства. В зависимости от правомерности ограничительных мер ответные меры будут представлять собой либо контрмеры, либо реторсии. Общим для них является их непременно ответный характер, который делает данные меры законными.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 01/2024 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2024-1-6-9 |
В сентябре 2023 г. на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был представлен доклад Специального докладчика А. Духан о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека, подготовленный в соответствии с Резолюцией ГА ООН 77/214 и резолюциями Совета по правам человека 27/21 и 45/5. Несмотря на то, что доклад подготовлен по вопросам защиты прав человека, его вклад в развитие права международной ответственности также значителен. Важным выводом, который докладчик делает по результатам проведенного ею исследования, явилось то, что односторонние санкции и чрезмерно педантичное их соблюдение препятствуют осуществлению резолюций Совета Безопасности ООН по гуманитарным вопросам. В связи с чем в Резолюции государствам и региональным организациям была дана рекомендация пересмотреть меры, принимаемые без одобрения или в обход санкции Совета Безопасности ООН, а также отказаться от мер, не соответствующих критериям реторсий или контрмер в полном их соответствии стандартам права международной ответственности, как представляющим собой односторонние принудительные меры. Гуманитарные соображения всегда должны приниматься во внимание государствами при принятии решения о введении и применении односторонних мер, включая контрмеры (гуманитарная предосторожность)4. В связи с этим вопрос о законности применения государствами контрмер и реторсий при различных обстоятельствах не утрачивает своей актуальности.
В настоящее время в вопросах международно-правовой ответственности государства, не получившие поддержку международных организаций в квалификации деяния иного государства как международно-противоправного, все чаще действуют самостоятельно, путем обращения к использованию различных ограничительных мер с целью понуждения данного государства (государства — объекта ограничительных мер) действовать определенным, приемлемым для вводящего ограничения, образом.