Дата публикации: 29.02.2024

Заморозка внешних активов Российской Федерации как форс-мажор

Аннотация

В связи с обострением геополитической ситуации, в 2022 г. Российская Федерация столкнулась с многочисленными санкционными ограничениями, большинство из которых было введено в отношении российской финансовой (банковской) системы. Одним из наиболее значимых ограничений была блокировка активов Российской Федерации и невозможность проведения операций с государственных счетов в иностранных банках. В данной статье проанализирован вопрос, насколько ограничительные меры, введенные иностранным государством, могут быть квалифицированы в качестве форс-мажора — обстоятельств непреодолимой силы. Для стабилизации процесса обслуживания внешнего государственного долга в России был принят ряд нормативно-правовых актов, положения которых также рассмотрены в статье.




Правовая трактовка того или иного события в качестве форс-мажора — вопрос крайне сложный, поскольку в ходе правового анализа во внимание следует принимать большое количество факторов. Проблема квалификации заморозки активов в иностранной валюте государства — эмитента государственных ценных бумаг в качестве форс-мажора не была детально исследована в трудах правоведов. Однако обычно позиция ученых-юристов при трактовке того или иного события в качестве форсмажора основывается на определении, которое содержится в ст. 23 Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН № 56/83 — «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» (далее — Резолюция), данное определение будет рассмотрено ниже.

Следует сделать оговорку о том, что данный документ применим к ответственности государств в межгосударственных отношениях в рамках международного публичного права. В соответствии со ст. 2 Резолюции, международным противоправным деянием является такое деяние, которое 1) присваивается государству по международному праву и 2) представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства.

Заморозка внешних активов может косвенно приводить к нарушению государством его международно-правовых обязательств. Например, заморозка валютных активов российского Центрального банка, которые принадлежат государству как публично-правовому субъекту, сама по себе de facto не представляет собой нарушение международно-правового обязательства (обязательство осуществлять выплаты кредиторам), но ведет к изменению порядка осуществления выплат по российским облигациям государственного долга. Данный вопрос не регулируется международным правом, правовой анализ в данном случае был проведен на основе аналогии.

Список литературы

1. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения : монография / Н.А. Поветкина ; под редакцией И.И. Кучерова. Москва : ИЗиСП ; Контракт, 2016. 344 с.
2. Ткачев И. Задержка на грани дефолта. США ужесточили запрет на использование валютных резервов России / И. Ткачев // РБК. 2022. 6 апреля.
3. Ткачев И. Минфин из-за санкций расплатился по евробондам в рублях вместо долларов / И. Ткачев, Н. Демченко // РБК. 2022. 6 апреля.
4. Ульянецкий М.М. Суверенный дефолт / М.М. Ульянецкий // Финансы и кредит. 2010. № 39 (423). С. 16–20.
5. Rappeport A. U.S. blocks Russia’s access to dollars for bond payments, heightening risk of default / A. Rappeport, E. Nelson // The New York Times. 2022. 5 April.
6. Riddhi Joshi. Force Majeure under the ILC Draft Articles on State Responsibility: Assessing its Viability Against COVID-19 Claims / Joshi Riddhi // The American Society of International Law. 2020. Vol. 24. Iss. 24. 3 p.

Остальные статьи