Заморозка внешних активов Российской Федерации как форс-мажор
Аннотация
В связи с обострением геополитической ситуации, в 2022 г. Российская Федерация столкнулась с многочисленными санкционными ограничениями, большинство из которых было введено в отношении российской финансовой (банковской) системы. Одним из наиболее значимых ограничений была блокировка активов Российской Федерации и невозможность проведения операций с государственных счетов в иностранных банках. В данной статье проанализирован вопрос, насколько ограничительные меры, введенные иностранным государством, могут быть квалифицированы в качестве форс-мажора — обстоятельств непреодолимой силы. Для стабилизации процесса обслуживания внешнего государственного долга в России был принят ряд нормативно-правовых актов, положения которых также рассмотрены в статье.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 01/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2024-1-2-5 |
Правовая трактовка того или иного события в качестве форс-мажора — вопрос крайне сложный, поскольку в ходе правового анализа во внимание следует принимать большое количество факторов. Проблема квалификации заморозки активов в иностранной валюте государства — эмитента государственных ценных бумаг в качестве форс-мажора не была детально исследована в трудах правоведов. Однако обычно позиция ученых-юристов при трактовке того или иного события в качестве форсмажора основывается на определении, которое содержится в ст. 23 Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН № 56/83 — «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» (далее — Резолюция), данное определение будет рассмотрено ниже.
Следует сделать оговорку о том, что данный документ применим к ответственности государств в межгосударственных отношениях в рамках международного публичного права. В соответствии со ст. 2 Резолюции, международным противоправным деянием является такое деяние, которое 1) присваивается государству по международному праву и 2) представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства.
Заморозка внешних активов может косвенно приводить к нарушению государством его международно-правовых обязательств. Например, заморозка валютных активов российского Центрального банка, которые принадлежат государству как публично-правовому субъекту, сама по себе de facto не представляет собой нарушение международно-правового обязательства (обязательство осуществлять выплаты кредиторам), но ведет к изменению порядка осуществления выплат по российским облигациям государственного долга. Данный вопрос не регулируется международным правом, правовой анализ в данном случае был проведен на основе аналогии.