О роли Конституционного Суда Республики Беларусь в свете конституционных преобразований 2022 года
Аннотация
Исследуются обновленные полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в свете конституционных преобразований 2022 г. Пристальное внимание уделяется полномочиям Конституционного Суда, включающим его в законодательный, референдумный, избирательный процессы, процесс смещения с должности Президента, конституционной модернизации. Делается вывод о существенном расширении сферы действия и трансформации роли Конституционного Суда Республики Беларусь.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 01/2024 |
Страницы | 30-39 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2024-1-30-39 |
Введение. Принятие на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь актуализировало научную дискуссию и теоретическое осмысление ряда вопросов, среди которых особое место занимают обновленные полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь. В белорусской юридической литературе эта тема стала одной из наиболее актуальных, о чем свидетельствует ряд публикаций, в которых рассматривались конституционные новеллы в целом, а также отдельные новшества, относящиеся к конституционному правосудию.
Конституционные преобразования 2022 г. знаменуют собой новый этап реформирования конституционного правосудия в Беларуси, связанный как с корректировкой существующих полномочий Суда, так и с закреплением его новых полномочий. Расширяется сфера действия Конституционного Суда, который соприкасается теперь не только с законодательным процессом (что реализовано с 2008 г.), но и с другими процессами: референдумным, избирательным, процессом смещения с должности Президента, конституционной модернизации. В связи с этим анализ некоторых обновленных полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь актуализирует научную дискуссию о трансформации его роли.
Основная часть
Конституционные новеллы 2022 г., относящиеся к Конституционному Суду, в значительной степени посвящены его полномочиям. Как справедливо отмечает П.П. Миклашевич, «в обновленной Конституции конституционная функция по контролю нормативных правовых актов сохраняется и развивается в целях обеспечения конституционализации права».