Конституционная неизменяемость и материальные пределы изменения конституции в практике органов конституционного контроля. Часть II
Аннотация
Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию конституционной неизменяемости и материальных пределов изменения конституции в практике органов конституционного контроля. Раскрываются понятие и предназначение, показываются историческое развитие и особенности применения материальных пределов изменения конституции. Материальные пределы изменения конституции представляют собой запреты на изменение определенных конституционных норм. Неизменяемость конституционных норм не тождественна их вечности, поскольку такие нормы не могут быть изменены лишь в рамках действующей конституции, но могут быть пересмотрены в особо усложненном порядке, по сути означающем принятие новой конституции. Первые попытки формулирования материальных пределов изменения конституции можно встретить уже в первых конституционных актах конца XVIII — начала XIX в., однако своего распространения практика установления материальных пределов изменения конституции достигла лишь во второй половине XX в. Будучи предусмотрены в конституционном праве, материальные пределы изменения конституции являются эксплицитными, установленными в конституции и/или законодательстве, и/или имплицитными, провозглашенными в практике органов конституционного контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 01/2024 |
Страницы | 23-29 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2024-1-23-29 |
Венецианская комиссия подчеркивает, что установление материальных пределов изменения конституции — неизменяемых конституционных норм — дело далеко нечастое в конституционной практике. Они предусмотрены не всеми конституциями, и даже не их большинством. Поэтому они не могут рассматриваться в качестве обязательного элемента конституционализма, по которому в сравнительном конституционном праве существует консенсус среди большинства стран.
Исследовательский сравнительно-правовой проект «Constitute» приводит в разделе «Неизменяемые конституционные нормы» 79 конституций из 193 действующих конституций, имеющихся в базе данных. Разумеется, это не большинство, но это весьма значительное число конституций, прямо устанавливающих конституционную неизменяемость. Стоит заметить, что это именно формально закрепленные в текстах конституций материальные пределы их изменения. В это число не входят конституционные правопорядки, в которых материальные пределы изменения конституции провозглашены органами конституционного контроля. Таким образом, конституционная неизменяемость становится востребованной и постепенно утверждается в качестве полноценного и общепризнанного конституционного института.
Если конституция не определяет фундаментальных норм, составляющих сущность (основное содержание, конституционную идентичность, материальное ядро и т.п.) конституции, при соблюдении установленной процедуры внесения поправок, содержание конституции может быть изменено любым образом (например, «конституции» Великобритании и Израиля). Однако если конституция определяет свои сущностные положения, это неминуемо ставит вопрос об их правовом — императивном или декларативном — характере, из ответа на который можно понять, что делать, если такие сущностные положения были исключены из текста конституции или содержательно затронуты при изменении, дополнении конституции, исключении из нее каких-то положений или отказе от изменения, дополнения конституции, исключения из нее каких-то положений (когда это необходимо).