Исполнимость решений Конституционного Суда Российской Федерации как индикатор эффективности конституционного правосудия. Часть II
Аннотация
Проблема исполнения судебных решений обусловлена самой природой судебной власти, спецификой ее решений, равно как и значением политической воли конкретных субъектов соответствующих отношений, наличием эффективных правовых механизмов, обеспечивающих своевременную и полную реализацию требований, сформулированных в судебных актах. Очевидно, что значение соответствующих факторов заметно увеличивается с повышением уровня судебной инстанции, выносящей решение, требующее своего неукоснительного исполнения. Имея относительно самостоятельное значение, настоящая статья является одновременно логическим продолжением (частью 2) подготовленного авторами материала, имеющего целью анализ ключевых социально-политических и юридических проблем исполнимости решений Конституционного Суда Российской Федерации. В развитие ранее высказанных положений авторы концентрируют свое внимание в настоящей публикации преимущественно на специфике законодательных и правоприменительных подходов к обеспечению исполнения отдельных видов решений Конституционного Суда РФ, включая конституционно-толковательные решения, рекомендации законодателю и др. Делается вывод, что соответствующие содержательные, иные особенности решений Конституционного Суда РФ способны оказать существенное влияние на порядок их исполнения, что, в свою очередь, предопределяет специфические регулятивно-правовые, организационные, правоприменительные задачи, связанные с необходимостью повышения эффективности исполнения отдельных видов судебных решений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 01/2024 |
Страницы | 13-22 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2024-1-13-22 |
Краткие вводные пояснения
Как уже отмечалось ранее, по итогам 2021 г. впервые за последние годы выросло число неисполненных решений Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ): в настоящее время их в полтора раза больше, чем было в предыдущий 2020 г. Такой рост связан, естественно, не только с рекордной активностью самого Конституционного Суда в последние годы, но и низкой исполнительской дисциплиной парламента и исполнительной власти. Принципиально важным является также сущностный вопрос о самом понимании исполнения решений КС РФ, связанный, в частности, с наличием (или отсутствием) имманентных для решений КС РФ свойств исполнимости, насколько обоснованно представлять эти судебные акты в качестве самоисполнимых. Кроме того, нельзя обойти вниманием и масштабное реформирование профильного законодательства, а также активное развитие практики самого КС РФ в части уточнения тех или иных характеристик собственных решений. Очевидно, что данная совокупность факторов оказывает существенное влияние на специфику подходов и избираемых законодателем (а также самим Конституционным Судом) подходов к обеспечению исполнимости выносимых решений.
Наряду с традиционным механизмом, предусмотренным сегодня статьями 79-80 ФКЗ о КС и ориентированным преимущественно на правотворческое исполнение решений, предусматривающее исправление дисквалифицированного Конституционным Судом нормативного положения, нельзя не отметить необходимость надлежащего обеспечения исполнения и, условно говоря, попутных позиций, высказанных Конституционным Судом в рамках ординарной нормоконтрольной процедуры.