Под знаком обновленной Конституции: Конституционная основа социальной интеграции России. Часть II
Аннотация
Статья посвящена 30-летию принятия Конституции Российской Федерации. В ней оценивается как ее историческое значение, так и огромный потенциал, в том числе в контексте внесения поправки конституционного текста, осуществленной в 2020 г. При этом особое внимание уделяется конституционной основе социальной интеграции России, конституционализации общероссийских нравственных ценностей, закреплению принципа экономической, политической и социальной солидарности, укреплению модели публичной власти, конституционной идентичности, а также балансированию прав и обязанностей гражданина.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 01/2024 |
Страницы | 1-12 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2024-1-1-12 |
II. Укрепление конституционной модели публичной власти
Все «институциональные» конституционные поправки нацелены на обеспечение слаженного действия органов публичной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, объединены идеей бесперебойного и эффективного функционирования публично-властных механизмов.
В целом поправки, внесенные в главы 4–6 Конституции и относящиеся к взаимодействию ветвей государственной власти, укрепляют сбалансированность механизма сдержек и противовесов в общих рамках действующей модели публичной власти.
Оптимизация полномочий Президента в системе разделения властей. Верховенство права и правовая демократия невозможны без разделения властей. Закрепляя этот принцип, Конституция Российской Федерации (статья 10) предполагает три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Многие отечественные конституционалисты говорят о президентской власти как четвертой власти. При этом они опираются на весьма спорную доктрину четырех властей, которая обычно связывается с именем Б. Констана, отстаивавшего ее для Наполеона. Однако при таком подходе теряется смысл разделения властей (законотворчество — исполнительная деятельность — разрешение споров о праве). Три ветви — только в этом треугольнике «божественное начало права» может себя проявить как в правотворчестве, так и в правоприменении.