Административная проверка судебных доказательств: пробелы цивилистической процессуальной формы
Аннотация
Работа с судебными доказательствами ограничена определенной формой судопроизводства; арсенал судебных средств по их проверке и исследованию концентрируется на выявлении содержания и смысла представленной информации, однако зачастую возникают ситуации, когда допустимость представляемых в суд доказательств должна быть перепроверена административными инстанциями, но действующее законодательство не предусматривает применение такого механизма в качестве обязательного, участники дела могут не обладать соответствующей компетенцией, а ограниченность времени судебного процесса не дает возможности длительного ожидания выводов, какие могут быть сделаны административными органами. В связи с этим предлагается ввести императивный досудебный порядок проверки письменных доказательств, подкрепленных обязательными требованиями, и компетенций (правомерности действий) лиц, их составляющих и (или) предоставляющих, административными органами с возложением соответствующих полномочий на администратора (аппарат) суда.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 01/2024 |
Страницы | 19-24 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2024-1-19-24 |
Ряд непреложных правил определяют смысл и содержание решений, принимаемых в ходе осуществления современного правосудия: независимость судей (ст. 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), ст. 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), ст. 6, 7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ)), преобразование информации в доказательства лишь в рамках возбужденного в суде дела (ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ, ст. 59 КАС РФ), самостоятельная судебная оценка доказательств (ст. 67 ГПК РФ, ст. 71 АПК РФ, ст. 84 КАС РФ). Реализации данных принципов и правил посвящено множество публикаций, которые так или иначе направлены на установление критериев истинности или ложности процессуальной доказательственной информации.
Каждый раз, вступая в процесс, судья берет на себя бремя ответственности при работе с доказательствами, однако зачастую возникают случаи, когда компетентное мнение иных властных структур может иметь решающее значение для получения релевантных выводов. Одно дело — это участие в рамках некоей процессуальной роли в судебном производстве, когда функции государственных органов (организаций, наделенных властными полномочиями) видоизменяются, подстраиваясь под задачи правосудия; иная ситуация, когда без официальной позиции представителя публичной власти судебный акт не может быть вынесен как таковой6, при этом государственные органы (уполномоченные организации) осуществляют деятельность в рамках соответствующей процессуальной формы, не коррелирующей форме правосудия, сохраняя властную автономию.