Дата публикации: 25.01.2024

Косплей, ростовые куклы и другие «серые» способы извлечения дохода при использовании части чужого произведения

Аннотация

Рост числа и повышение разнообразия производных произведений, созданных на основе персонажей и иных частей произведений, правообладателями которых являются другие лица, требуют осмысления их новых форм. На основе составленного автором статьи перечня наиболее распространенных из них выделяются их общие признаки и приводится соотношение с нормами гражданского законодательства и разъяснениями Верховного Суда РФ. В качестве примеров рассмотрены спектакли с участием ростовых кукол, косплей, книги по творчеству с советами по изготовлению узнаваемого продукта, а также архитектурные и ландшафтные объекты, копирующие знаменитые образы. Ставится под сомнение предложенное ВС РФ понимание воспроизведения персонажа исключительно как «изготовлениt экземпляра». Поставлен ряд вопросов о неоднозначности трактовки нарушений в приведенных ситуациях и возможных способах устранения подобных сомнений.




Факт неправомерного использования чужого произведения чаще всего очевиден, и его доказательство в суде с учетом наработанной практики применения ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не представляет особых проблем. Сложнее дело обстоит с правами на персонаж и иные части произведения, которые можно признать результатами творческого труда автора, подлежащими самостоятельной охране. Данные Верховным Судом Российской Федерации (ВС РФ) в 2019 г. разъяснения очертили критерии индивидуализирующих характеристик и презюмировали охраноспособность подобного объекта при подтверждении их наличия, однако не ответили на все возникающие в этой сфере вопросы. Постулировав, что под воспроизведением персонажа следует понимать «изготовление экземпляра», высшая судебная инстанция тем самым отсекла часть возможных нарушений, которые, по наблюдениям автора настоящей статьи, в последнее время получают все большее распространение.

Речь идет об использовании персонажа или иной предельно узнаваемой части произведения в сочетании с творческим трудом другого автора. Не претендуя на всеохватность приведенного перечня, отметим наиболее характерные примеры этого явления, после чего попробуем выделить присущие ему признаки в соотношении с российским авторским правом.

Список литературы

1. Вострикова К.А. Пародия в системе объектов авторского права: тонкие грани / К.А. Вострикова // Современный юрист. 2021. № 1. С. 123–135.
2. Гетманенко Л.В. Определение правовой природы косплейного творчества / Л.В. Гетманенко // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. № 36. С. 574–582.
3. Дорофеева А.М. О предоставлении защиты нетрадиционным объектам авторского права на примере продукции индустрии моды / А.М. Дорофеева // Юридическая наука. 2020. № 7. С. 66–72.
4. Кастерин Н. Критерии охраноспособности произведения в российском авторском праве / Н. Кастерин // Цивилистика. 2022. Т. 1. № 2. С. 253–273.
5. Осавелюк Е.А. К вопросу о концепции объекта гражданских прав / Е.А. Осавелюк, А.В. Ермаков // Юридический мир. 2022. № 1. С. 44–51.
6. Останина Е.А. К вопросу о защите права на персонаж произведения: сравнительно-правовой аспект / Е.А. Останина // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 1. С. 32–37.
7. Семенюта Б.Е. Фанфики и косплеи vs. Правообладатели оригиналов: в поисках баланса интересов / Б.Е. Семенюта // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2020. № 1. С. 118–127.

Остальные статьи