Определение понятия «дети раннего возраста, нуждающиеся в социальном обслуживании» в науке и в законе
Аннотация
В настоящей статье автор опирается на положения Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и теоретическую модель системы социального обслуживания, предложенную В.Ш. Шайхатдиновым. Учитывая все возрастающую потребность в социальном обслуживании детей от момента рождения до достижения ими трех лет и отсутствие определения понятия «дети раннего возраста, нуждающиеся в социальном обслуживании», предлагается определить указанное явление и включить его в перечень групп получателей социальных услуг подсистемы субъектов социального обслуживания.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 02/2024 |
Страницы | 31-36 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-2-31-36 |
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Одной из ключевых выступает конституционная норма о том, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России (ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ). Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
В нашей стране государственная политика претерпела ряд изменений, которые направлены на поэтапное формирование к вопросам инвалидности правозащитного подхода. Это произошло со времени ратификации Конвенции о правах инвалидов . В соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.; вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей.
Следует отметить, что несколько лет назад в работах ученых, изучающих вопросы нарушения прав семей с детьми-инвалидами, отмечалось, что основная область нарушений приходится на сферу социальной защиты (получение льгот и услуг) с оговоркой о том, что родители могут быть незнакомы с законодательством в данной сфере. В настоящее время все больше внимания уделяется организации самостоятельного образа жизни инвалидов, совершенствованию нормативной правовой базы как инструмента развития сопровождаемого проживания , в том числе в субъектах Российской Федерации и др. Это позволяет сделать вывод о положительной динамике в вопросах обеспечения защиты прав и свобод детей с особыми потребностями.