К вопросу о понятии и признаках краудфандинга
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что краудфандинг стремительно развивается с каждым годом. Вместе с тем существующее правовое регулирование отношений в указанной сфере несколько отстает от существующих реалий. Именно данный факт обусловливает необходимость детального изучения краудфандинга как правового явления, установления его особенностей и правовой сущности. В рамках существующих исследований данные вопросы раскрыты не в полной мере, соответственно, они нуждаются в более глубоком изучении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 02/2024 |
Страницы | 81-82 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-2-81-82 |
В российском нормативном пространстве категория «краудфандинг» была легализована в 2014 г. в перечне основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316. В ней краудфандинг рассматривался как одно из доступных средств финансирования микро- и малого бизнеса. Аналогичный подход был использован и в Паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденном Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
Начиная с 2016 г. внимание к краудфандингу в отечественной теории и практике инвестирования стало существенно возрастать. Так, например, в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р, краудфандинг стал рассматриваться как альтернативный источник финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития (в первую очередь высокотехнологичных компаний). Таким образом, наметилась тенденция обособления отношений в сфере краудфандинга на основе новой технологической реальности в сфере инвестирования, в связи с чем он все чаще стал рассматриваться как технологический, социальный, экономический и правовой феномен цифровой эпохи. Во многом многоаспектность краудфандинга, сложность общественных отношений, формирующихся в его сфере, привели к задержке нормативного освоения соответствующего предмета регулирования, что существенно осложняет деятельность финансовых и правоприменительных структур в сфере инвестирования и соответствующих юрисдикций.