Проблемные аспекты реализации принципов вины и презумпции невиновности в нормах законодательства об административных правонарушениях
Аннотация
Исследуется взаимосвязь с принципами вины и презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, формулирующих признаки интеллектуальной составляющей умысла и неосторожности; регламентирующих особенности привлечения к административной ответственности собственников транспортных средств, земельных участков (иных объектов недвижимости); определяющих основания и условия административной ответственности юридических лиц. Выявлены недостатки правового регулирования, исключающие во многих случаях реальную возможность доказывания виновности лица в совершении правонарушения, а также противоречия ряда норм КоАП РФ принципам вины и презумпции невиновности. Сформулированы предложения по устранению выявленных недостатков правового регулирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 02/2024 |
Страницы | 43-49 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-2-43-49 |
В системе норм законодательства об административных правонарушениях доминирующее положение занимают нормы, определяющие исходные идеи, отправные начала формирования, развития и применения законодательства. Глава первая Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) эти нормы именует принципами законодательства об административных правонарушениях.
Одним из них является презумпция невиновности. Его суть состоит в том, что законодательство и правоприменение исходят (должны исходить) из предположения о невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это предположение признается истинным, пока не доказано обратное. Выражена эта суть в правилах, сформулированных в ст. 1.5 КоАП РФ («Презумпция невиновности»). Примечательно, что первое из этих правил: «Лицо подлежит административной ответственности только за те деяния, в отношении которых установлена его вина» (ч. 1 ст. 1.5) — не отражает сущности презумпции невиновности как исходной установки для процессуальной части административно-деликтного законодательства. Оно является самостоятельным материально-правовым принципом вины. Не случайно приведенное выше положение в аналогичной формулировке содержит ст. 5 УК РФ («Принцип вины»), а принцип презумпции невиновности — ст. 14 УПК РФ («Презумпция невиновности»). Подобная дифференциация характерна и для проектов новых законодательных актов об административных правонарушениях.